Александр Чачава

Previous Entry Share Next Entry
Менеджмент на флоте.
chachava

Даже сломанные часы дважды в сутки показывают правильное время. Майкл Абрашофф.

Не так давно мне удалось ознакомиться с некоторыми принципами управления в ВМС США. Я и раньше слышал об их совершенных компьютерных системах, едином центре управления и прочей электронике, но, познакомившись с ВМС поближе, меня поразило совершенно другое.

 

Ракетный крейсер Benfold, Тихоокеанский флот ВМС США.

В ВМС США есть 3 главных задачи, которые зачастую могут быть важнее уставов и правил: повышение боеготовности, обеспечение безопасности экипажа, снижение расходов налогоплательщиков. Если аттестационные оценки выше, чем у других кораблей эскадры, то капитан может себе позволить много свободы в рамках собственного бюджета. Он действует практически как менеджер средней компании, где обычно над правилами превалирует здравый смысл. Во время ремонтных работ именно капитан является заказчиком, например, он может вмешаться в план ремонта и изменить его, исходя из собственного понимания. Логично, ведь именно команда, которая служит на этом корабле, лучше всего знает о его недостатках и неисправностях. Вообще, я был поражен той свободой, которая дается офицеру в ВМС США.

У капитана каждого корабля есть «кредитная карточка корабля», и он вправе нести определенные расходы по своему усмотрению, конечно поставив своего начальника в известность. Например, купить всей команде удобные ветровки взамен промокающих и холодных, которые выдало руководство ВМС. Или устроить пикник, купить стереосистему, проектор на верхнюю палубу для организации кинотеатра под открытым небом. Акции ценой в $30 000, призванные повысить боевой дух экипажа, принимаются командованием без особых возражений. Особенно, если удалось сэкономить $3 млн. ремонтного бюджета.

Естественно, во время выполнения боевых задач, учений и т.д., иерархия по-военному строгая. Но заканчиваются учения и капитан, по дороге из Японского моря в Сан-Диего может упросить руководство дать ему разрешение идти быстрее разрешенной скорости, чтобы выгадать 3 дня на стоянку в Сиднее, самом любимом американскими моряками порту для увольнений. Конечно, если экипаж выполнил учебно-тренировочное задание на отлично.

Сторожевой корабль «Пытливый», Черноморский флот ВМФ РФ.

ВМФ России на фоне ВМС США проигрывает по многим параметрам. К счастью, уже сейчас до 50% экипажей составляют контрактники, которых хоть чему-то можно успеть научить. Надо ли говорить, что боеготовность в первую очередь зависит от профессиональной готовности сотен матросов, а не капитана. Со срочниками боевая готовность нулевая, сегодня их кроме как драить палубу не до чего реально не допускают. Инициатива в Российском флоте наказуема, все, что надо делать, записано в уставе и прочих нормативных документах. Мысли, что любое правило можно улучшить и в любом правиле могут быть разумные исключения, нашим адмиралам в голову как-то не приходит… А во время ремонта ремонтируют все по регламенту, и что требует ремонта, и что не требует. По той же логике выдают довольствие, снаряжение и прочее. У капитана российского военного корабля есть, конечно, НЗ в наличной валюте в сейфе, но пользоваться им можно только в случае ЧП по согласованию со штабом флота. А если нужно купить стол для пинг-понга матросам, то офицеры могут скинуться из личных средств, гласит официальный документ. Как у Войновича, все потребности заранее расписаны согласно званиям, других потребностей быть не может.

 



Comments Disabled:

Comments have been disabled for this post.

?

Log in

No account? Create an account