Александр Чачава

Previous Entry Share Next Entry
Китайские хроники. Две страны, одна система: Куньминь и Гонконг.
chachava


В этой истории будут два мира, одна система. Посещение Куньминя, самого контрастного города Китая, а потом Гонконга, который китайцы считают заграницей. И Гонконг, действительно, после Китая производит неизгладимое впечатление.




В Куньмине мы 2 раза были проездом с ночевкой. Один раз остановились в какой-то гигантской гостинице, расположенной напротив промзоны. Попросили нас отвезти в хороший ресторан, нас привезли на улицу грибных ресторанов. Китайские грибы мы есть не рискнули, тем более что выглядела эта улица так себе. В общем, натерпелись мы в этом Куньмине.



Куньминь - город цветов, это его официальное название. При этом смог вокруг нашего отеля был такой, что мы даже думали одеть специальные маски, которые были приготовлены у нас в номерах, как примерно тапочки в Европе. У нас таксист потом еще накосячил, мы хотели его как-то наказать, но Настя сказала: "Как мы его можем еще больше наказать, он и так уже живет в Куньмине..."



При нашем отеле еще был гигантский молл всяких странных товаров. Большой магазин цветов, ну понятно, мы же в городе цветов! Я подошел понюхать и тут понял, что цветы все - искусственные... Весь город мне казался какой-то карикатурой на величие индустриального Китая и наметившийся переход к постиндустриальной экономике.



10 000 квадратных метров сушеных грибов. Причем разных. Столько же нефрита по космическим ценам. Алик сразу же решил начать бизнес, таскать нефрит из Мьянмы или Бурятии, где 90% мировой добычи. Как раз Forbes июньский написал про это статью, как захватывали нефритовые месторождения ребята, как-то связанные с Ростехом. Алик, ты опоздал...



Но зато есть возможность наладить экспорт булыжников в Китай, тоже выгодный бизнес!



В общем, мы окрестили Куньминь худшим городом Земли и на обратном пути парни чуть истерику мне не устроили, когда узнали, что нам опять в нем ночевать. Гостиница была другая, в самом центре, возле парка.



Ночью мы с Маком пошли гулять и уже тогда почувствовали неладное. Красивые рестораны, прогулочные улицы, какие-то бары и клубы, хорошие машины, много зелени, красивые дома, наконец. Мы попили темный эрдингер (его в Москве непросто найти) в арт-хаусном кинотеатре ужасов с очень доброй собакой, и в смешанных чувствах пошли спать.



Утром, перед самолетом, мы пошли гулять опять. Это определенно был какой-то другой Куньминь. В парке было полно народу, преимущественно пожилого возраста, потому как рабочий день начинается рано. Они занимались гимнастикой, гуляли, сидели в кафе. Никакого смога, в кафе был отличный кофе, очень приятная атмосфера, я даже поиграл в сокбол, это такой воланчик ногами друг другу перекидываешь.



Куньминь за один день переместился с последнего место на какое-то высокое, сразу за призерами. А потом мы полетели в Гонконг.



Гонконг на наш обрушился какой-то англосаксонской деловитостью, но гораздо менее чопорной, чем лондонская. Скорее ньюйоркской. Особенно, если смотреть на Нью-Йорк с его азиатской стороны, а не с парадного Гудзона.



С Гонконгом связана самая позорная и циничная страница в истории Китая, по мнению самих китайцев. Вполне возможно, они правы.



Первый небоскреб в Китае построила компания, сколотившая свое состояние на торговли опиумом. Знаменитые опиумные войны, на них надо остановиться поподробнее. Вот этот, с круглыми окошками.



В 18 веке Цинская империя пребывала в каком-то запустении, император пребывал в своем дворце с ощущением, что по-прежнему владеет миром, хотя это было далеко не так. Имперская армия, хоть и насчитывала около 800 тыс. солдат, была рассредоточена по Китаю, слабо вооружена устаревшим оружием, не имела опыта серьезных боевых действий. А главное, у Китая не было боеспособного флота и нормальной артиллерии. В этих условиях диктовать свою волю Британской империи было большой ошибкой.



Китайские товары очень ценились в Европе, а период великих географических открытий значительно увеличил ценность торговли и влиятельность торговых компаний. Одна Британская Ост-индская компания чего стоила. К сожалению, имератор Цяньлун этого не понимал, и поэтому сказал представителю Георга 3-го: "Нам никто не нужен. Убирайтесь к себе и забирайте свои подарки." В Китае спросом пользовались только русские меха и итальянское стекло, товар штучный. За китайский шелк и фарфор приходилось платить драгоценными камнями и золотом, что не могло устраивать английских торговцев. Им закрыли все порты, кроме одного и наложили жесткие ограничения на торговлю.



Англичане нашли интересный выход из положения, они начали заниматься контрабандой. Самый выгодный товар в таких случаях тоже нашелся быстро, и он вполне соответствовал ситуации - опиум. Англичане купили монополию на бенгальский опиум и начали его массово завозить в Китай. Разваливающаяся империя с радостью стала потреблять этот товар. Очень скоро более 2 млн китайцев стали наркоманами, в основном обеспеченные чиновники, офицеры и солдаты. По разным оценкам, до 30% госслужащих прибрежных провинций стали наркоманами.



Китайские официальные лица пытались бороться с контрабандой, вначале довольно успешно. Наркоторговцы включили свое лобби в Британском парламенте, подталкивая Британию к военным действиям. В результате успешного лоббизма, ряда провокаций, а также понимания британскими властями важности китайского рынка, война была развязана. Фактически, это была война крупнейшей империи в поддержку наркоторговых компаний. Например, одним из требований английских войск было компенсация уничтоженных китайским наместником Линь Цзесюем 19 000 ящиков опия и 2000 тюков. Англия начала войну, причем американский президент назвал ее "справедливой", Франция тоже поддержала. Как это похоже на то, что делают примерно те же страны с "недемократиями" почти 200 лет спустя... Шел 1840 год.



Английский контингент насчитывал 4000 солдат, переброшенных из Индии. В пике достигал 19 000, довольно много. Операции представляли собой карательные экспедиции по рекам с разрушением крепостей и короткими вылазками десантов. Англичане действовали очень эффективно, китайцы показали свою недееспособность. В ходе локальных боев англичане потеряли 523 человека, 69 из них от китайского воздействия, остальных от лихорадки и других болезней. Потери китайцев были 22 790 человек. Но главное, китайцы поняли свою абсолютную неспособность воевать с лучшей армией мира.



Надо сказать, император довольно долго отмораживался, посылая новых наместников, смещая старых, не понимая, да скорее всего не пытаясь понять, как выходить из этого конфликта. Степень разложения империи Цин показывают многочисленные факты заключения унизительного мира, результаты которых скрывали от императора. Он узнавал, посылал новые войска с новым наместником, их опять разбивали. В общем, настоящий мир наступил, только когда англичане взяли несколько крупных городов, включая Шанхай, а также двинулись вглубь Китая, в направлении Нанкина и Пекина. В итоге мир получился позорным из позорных: гигантская контрибуция, передача острова (Гонконг), открытие всех портов и тотальное и бесконтрольное засилье опия.



Вскоре разразилась и вторая опиумная война, всего-то 20 лет спустя. Китай раздирала гражданская война в результате восстания тайпинов, а "миротворцы" Англия и Франция только закончили Крымскую войну, проучив другое отсталое государство. Войска освободились для новых походов.



В общем, вторая опиумная война прошла под копирку первой, с той лишь разницей, что англичане действовали совместно с французами и на этот раз дошли до Пекина, разграбив императорский дворец (император сбежал). Да, во время двух опиумных войн Цин правили разные императоры, но они обы были настолько безлики, что даже не упоминаются в исторической хронике. Мне пришлось лезть в династийные справочники, чтобы узнать их имена. Но они недостойны упоминания тут.



Результат второй опиумной войны был такой же: контрибуция, новые территории близ Гонконга (Коулун), расширение торговли опиумом и другими товарами. А еще разрешение использовать китайцев в виде рабочей силы в колониях, почти что рабство. Корабли, набитые китайцами, поплыли, например, в Калифорнию и построили Сан-Франциско. Да, еще забавная деталь: Россия тоже участвовала в этом конфликте и отжала у Китая Приамурье и Приморье. Этот договор тогда был официально подтвержден Цин, а уже в 1990-е, путем уступки 337 кв. км территориальный спор был окончательно разрешен с Китаем. Если я ничего не путаю, в 1860 году Россия получила от Китая около 1,5 млн кв. км. Спустя 7 лет продали Аляску, такой же площадью, между прочим. К владениям в 19 веке относились спокойнее.



Гонконг делится на несколько частей - сам остров с соседними, более мелкими, а также кусок материка Коулун и так называемые новые территории. В той части острова Гонконга, которая смотрит на материк, располагается старый город, т.е. небоскребы 70-х. К сожалению, более старые постройки, особенно 19-го века, были снесены поголовно. Осталось буквально два здания, одно из которых перенесено в другое место. Цена земли так высока, что не церемонились.



С другой стороны острова расположились дома миллионеров. Вот на двух фотографиях выше они и есть. Многоквартирные дома с видом на пляж, с парковой зоной и вдали от буйного сити, квартиры относительно большие, 130 кв. метров будут стоить $5-10 млн, в зависимости от новизны и крутизны дома.



Вот на этой фотографии изображен самый густонаселенный остров в мире. При площади 3 кв. км на нем живет 150 000 человек, вроде как. Крошечные квартирки стоимостью в несколько сотен тыс $ каждая. Там живут белые воротнички. На мой вопрос, как же живут люди рабочих специальностей, гид только пожал плечами. Впрочем, в отдаленных районах Гонконга, вроде острова Лантау или новых территорий, можно найти более дешевые варианты жилья. И добираться общественным транспортом час-полтора.



Самый центр старого Гонконга выглядит так, вот одно из двух сохранившихся зданий. Мы гуляли по центру Гонконга пешком, надо сказать, что это очень некомфортно, чтобы пройти расстояние в 1 км, надо находить все 4. Постоянные навесные переходы, часто надо сделать крюк, чтобы пройти и так далее.



Это при том, что стоимость владения автомобилем какая-то запредельная. Запредельность определяется стоимостью машиноместа. Они настолько дорогие, что их никто не покупает, а арендует за $500-1000 в мес. Работающему человеку нужно 2 таких места, соответственно, если он ездит на машине на работу. Поэтому машины в Гонконге могут себе позволить только богатые люди, коих, впрочем, тут много. Интересный факт, наибольшее количество дорогих машин на улицах составляют Тесла! Идеальный город для электромобиля, заправок в центре мало, далеко ездить не нужно, в Китай нужно отдельные номера оформлять. Так что Тесла выглядит идеальным дорогим автомобилем, круче Бмв и Мерседеса. И встречается чаще.



Богатый человек, который живет в хорошем районе и ездит на машине, чувствует себя в Гонконге комфортно. Другое дело, что в любом другом городе мира он сможет себя чувствовать не менее комфортно в 2 раза дешевле. Но Гонконг занял уникальную позицию, капиталистических ворот в социалистический Китай. И пока получает от этого огромные дивиденды.



Одна страна, 2 системы. В 1997 году в британском Гонконге царила паника, из города убежало 35% богатых людей, которые думали, что красная чума из Китая раздавит Гонконг. Но в компартии КНР не дураки сидят, они пока четко выполняют обязательства до 2047 года не менять систему Гонконга. Более того, им такой дуализм выгоден.



Американские инвестиции идут в знакомый и понятный Гонконг, с английским языком и понятным укладом. И уже потом дальше в Китай. Китайские бизнесмены используют Гонконг как тихую гавань, совсем за рубеж им гораздо сложнее активы выводить. Всем такая ситуация выгодна. А больше всего выгодна гонконгским миллионерам, которые остались, а не поддались панике, когда многим казалось, что все пропало. Мне этот пример приводил известный немецко-российский предприниматель Оскар Хартманн, когда объяснял, почему он рванул в Россию в кризис. Кризис - это и возможность тоже, не только опасность, это вам любой китайский каллиграф скажет.



Пик Виктории - тоже модное место для жизни, только для особо понимающих. Да, дымка в Гонконге всегда, когда нет изнывающей жары. Говорят, что это не смог.



На лабутенах, нах...



На Пик мы поднимались на авто, а вот спускались уже на фуникулере. Внизу просто дикие очереди на фуникулер.



А еще мы поехали на метро через весь Гонконг на Лантау, точнее напротив Лантау на материк, а оттуда на длинной канатке, 6 км, к Будде.



Надо брать crystal cabin, с прозрачным полом.



Будда не стоит этой поездки, а вот сама поездка стоит поездки.



Нет, Будда тоже неплох, но новодел. Хотя там не только туристы, встречаются и паломники.





Кроме Будды на Лантау есть еще монастырь.



Нас пугали, что если мы не поедем на весь день, то мы рискуем не успеть его посмотреть. Это была самая большая моя дилемма, как уместить обзорку по Гонконгу и Лантау в один день, а в другой поехать на Макао. В итоге после обзорки отпустили гида с авто и все прекрасно успели на метро.



Впрочем, больших пробок на Гонконге нет. 7,5 млн населения, но всего 83 автомобиля на 1000 человек. В России 331, в США 809, в Монако 899. Впрочем, в Индии 15 авто на 1000 человек, но пробки такие, что мама дорогая, даже в небольших городах! Да, в Гонконге еще хорошие платные дороги и все ездят по правилам.



Да, в Гонконге ВВП на душу населения, что по покупательской способности, что по номиналу, примерно в 5 раз выше, чем в КНР! Гонконг - очень богатый регион даже на фоне Шанхая.



Простому китайцу в Гонконг попасть также сложно, как в любую западную страну. Нужно разрешение, практически аналогичное визе.



В Лантау по улицам ходят коровы. В с/х Гонконг трудно заподозрить, это все равно, что красным деревом камин топить. Неужто в индуизм ударились?



Так я и не купил себе модные палочки. Настоящие индейцы кушают тонюсенькими серебрянными палочками. Я-то и деревянными рисом жонглировать еще не научился, а тут скользкие и тонкие...



На обратном пути заехали на Коулун, новый сити. Совершенно силиконовый город, одни экспаты, цены дикие даже для Гонконга, ничего интересного. Даже стекло смотровой не предназначено для нормального наблюдения и фотографий, все какое-то мутное и в бликах.



Вообще, что такое вид в Гонконге не очень понимают. Дома стоят настолько плотно, что вид в окна соседнего небоскреба. Даже если продаются апартаменты в новом доме с реальным видом, это не значит, что через пару лет не построят ровно перед ним другой, еще выше. И никого это особо не парит. И дома все какие-то страшные, а еще небоскребы... Издалека прикольно, а внутри этого всего находиться очень некомфортно.



Не, ну конечно есть люди в Гонконге, которые многое себе могут позволить, вот тут мы зашли в рабочий кабинет к одному такому... Но таких очень мало - вот этот, Ли Ка Шин, еще несколько. Пальцев хватит, чтобы их посчитать, а вот денег нет, чтобы повторить...



КОНЕЦ!

Comments Disabled:

Comments have been disabled for this post.

?

Log in

No account? Create an account