Александр Чачава

Греция. Отдых на Пелопонесе. Острова.
chachava

Пелопонес и прилегающие к нему с запада острова надо осматривать с моря. Высокие скалы, бухты, подводные пещеры, гигантские черепахи и просто чистейшая вода.

Мы арендовали небольшой катер. Впрочем, на этом надо остановиться поподробнее. В туристических отелях Греции и не только существует тотальный картельный сговор туристических компаний. В лобби сидят девчонки в футболках Tez, Muzenidis, Coral, Tui, кто там еще. И их первый вопрос: "Вы чьи?" Имеется ввиду, что они обслуживают только туристов, которым продала путевки их туристическая компания. Делается это, чтобы избежать ценовой конкуренции. В самом отеле "консьерж" тоже делает круглые глаза на любой вопрос за пределами отеля и говорит: "Ой, я не знаю, где арендовать катер, обратитесь в вашу туркомпанию!"

Так получилось, что мы оказались ничьи, поехали не через туркомпанию. Даже не знаю точно как, у нас есть девочка, которая все бронирует недорого. Если трансфер у Tez Tour из аэропорта 660 евро, это значит, рыночная цена 450. Ее и платим. В общем, местные туркомпании отказались нас обслуживать, ну не больно и хотелось. Не в Греции я бы вообще и не думал бы обращаться к кому-либо, ведь все есть в Интернете. Но до Греции еще Интернет дошел не вполне.

Во время велопрогулки во второй день мы проезжали мимо близлежащей марины. Заехали в марину, там кафе, сидят мужики, пьют фраппе и курят. Я задал пару вопросов. Костас позвонил Спиросу, Спирос позвал Диониса и мы договорились. Делом чести было получить цену лучше, чем Дионис давал туркомпаниям, но он стоял насмерть. В итоге по такой же цене взял. 1500 евро в день вместо 2200. Когда ИТ окончательно захватит мир, посредники уйдут, мировой ВВП упадет на 30%, цены впрочем тоже. Вижу в этом только плюсы, а безработных мы куда-нибудь пристроим.

Мы решили плыть на Закинтос, начать с осмотра гигантских черепах. Они сюда приплывают откладывать яйца. В принципе, их нельзя особо тревожить, хотя если очень хочется, то можно, это же Греция. Но мы не стали, просто посмотрели на них с борта. Размер где-то 1 м в длину.

А потом мы поплыли по красивым бухтам западной части острова. Туда с берега не добраться, поэтому относительно малолюдно, другие лодки конечно тоже есть, но не так много. Дочка вроде как умеет плавать, поэтому без крылышек, но при этом боится, в море не заходит, где не достает до дна. А тут без вариантов, с катера сразу глубоко, 10 метров.

В общем, началось со стенаний и страхов, а через час мы уже с ней заплывали в пещеры и плавали по всей бухте. Ну, в большие пещеры на надувной лодке, а в небольшие так. Она знала, что может за меня подержаться, если что, но потом уже и не вспоминала об этом. А сын вообще лучше меня плавает всеми стилями.

Мы посмотрели 3 разных бухты, очень красиво, везде купались.

Вот в подводную пещеру дети со мной не поплыли, там надо буквально полметра поднырнуть и дальше опять воздух. Размеры приличные, метров 20 на 10 внутри. И светло, потому что свет отражается от песка внизу и освещает воду, проем подводный широкий. Очень необычно, когда под водой светло и все видно, а наверху сумрак. Видимость под водой метров 50. Вот, на нижней фотографии мы как раз встали на якорь у этой пещеры, справа от катера.

С ветерком едем на обед.

С обедом получилась забавная ситуация. Мы причалили к ресторану, нас встретили, предложили свежую рыбу и лобстеров, все прямо по высшему разряду, очень вкусно приготовили. Но цена была завышена ровно в 2 раза. Как я это узнал? Когда хозяин ресторана начал мне рассказывать про ценообразование лобстера за 120 евро, главное было сказать очень уверенно: "Я знаю, сколько лобстер стоит на Закинтосе!" Я не знал, но тут же узнал, 50 евро в ресторане, а нам продали за 120. Я как всегда начал обсуждать цены не до, как положено, а после. В итоге хозяин принес мне кофе, хорошего коньяка и рассказал всю правду. Реальный обед стоит 150 евро, а не 300, как заплатил я, но 150 евро он платит команде катера, которая привозит ему клиентов. А команду тоже не стоит винить, им чаевые почти никогда не оставляют, вот они себе так типа сами берут. Я кстати планировал чаевые оставить, команда о нас хорошо заботилась, все время нас поила хорошим вином, фруктов и закусок было много, любое пожелание бегом исполнялось. В итоге чаевые через ресторан получились.

В отель мы вернулись часов в 7 вечера, ужасно довольные и уставшие. Дети вообще в носовой каюте отключились. Несмотря на волны, их не укачало.

Около нашего отеля на холме 225 м над уровнем моря стояла крепость крестоносцев Хлемуци. С нее просматривалось 20-30 км моря в две стороны. Построена была крепость во времена Латинской империи, вскоре после того, как злые венецианцы подговорили разношерстную толпу рыцарей, считающих себя крестоносцами в 1204 захватить Константинополь. Как вы знаете, на долгих 50 лет значительная часть Византии после этого пребывала в хаосе под властью разных принцев и графов. Хаос этот как раз назывался Латинской империей.

Конкретно эту крепость Хлемуци построил принц Ахейский Джеффри Виллехардуин, какой-то мелкий рыцарь из Шампани, которому удалось стать крупным вассалом Латинской империи, владельцем общирных земель на Пелопонессе. Падение Константинополя сломило и так к тому времени не ахти какой боевой дух греков-византийцев. Джеффри "покорил" Пелопонесс буквально горсткой рыцарей, не встретив сопротивления. Впрочем, бродячие рыцари были такими раздолбаями и так презирали местное население, что, конечно, вылетели со своих греческих территорий также быстро, как на них и залетели. И тоже почти бескровно. Христианство подарило османам легкую добычу. Вообще, все удивительные завоевания дикарями Арабского халифата, Монголии и т.д. огромных развитых государств происходили в моменты их полного упадка. Дело, прежде всего, в этом, а не в удивительных боевых или пассионарных качествах дикарей, хотя и второе тоже имело значение.

Я почему-то думал, что посещение Закинтоса будет вишенкой на торте, с катера нам удалось посмотреть самую малость и нам казалось, что этот остров так же прекрасен с суши, как и с моря.

На верхней фотографии столица острова Закинф, небольшой ничем не примечательный городок, но с милыми кафешками и даже одной супер-яхтой.

ё

Первая остановка - небольшой остров с мостиком, Насте очень понравились фотографии. Ехали мы туда из Закинфа через туристический портал Лаганас, и там в общем все стало понятно.

Фотография не моя, но днем это все выглядело еще хуже - куча каких-то вывесок в полздания, сувениры, куча народу и все такое. Полная Патайя. Закинтос слишком популярный, чтобы быть красивым, комфортным и интересным.

Мы постарались спрятаться от толп туристов на природе. Надо сказать, если знать места и расписание движения больших туристических автобусов, это вполне можно сделать. Мы не очень знали...

А еще с нами была одна девочка, которая плохо переносит серпантинные дороги. Это тоже наложило свой отпечаток на восприятие Закинтоса.

Мы поднялись на смотровую и пожалели об этом, очень уж узкая и извилистая дорога, не для принцесс. Пришлось ехать на ближайший пляж и плавать за рыбами, вон на нижней фотографии я с Кристиной вдалеке, изучаем морское дно вокруг скал. 30 минут такого плавания и дальше можно ехать спокойно, ребенок спит.

Основная достопримечательность Закинтоса - бухта Navagio. Эта красивая бухта стала особенно знаменитой, когда в 70-е годы туда выбросило корабль контрабандистов с сигаретами. Корабль там так и остался, а сигареты растащили местные жители.

Мы в Navagio не поехали, потому что "уединенная бухта", которую тебе продают на фотографиях, в реальности выглядит вот так, как на фотографии внизу. Не моя фотография.

Мы были где-то в 17:00 на смотровой над Navagio. О чудо, бухта была пуста! Как часто бывает в туристических местах, все едут туда с утра, а после обеда уже никого нет. Знали бы, стоило и туда бы сплавать!

Греки вообще великие мистификаторы. Точнее не так. В Греции возможно все, но надо только заранее и конкретно договариваться. Как-то мы любовались закатом и увидели прекрасных коняшек, которых купали в море.

Мы решили тоже искупать коней, обратились с этим вопросом в ближайшую конюшню, как раз около нашего отеля была такая. Я как-то предполагал по умолчанию, что прогулка к морю довольно стандартизированна и предполагает купание.

В процесс оказания данной услуги сопровождавшие нас парни вообще сказали, что нельзя даже приближаться к морю и выходить на пляж. Когда мы предъявили фотографии, они нехотя разрешили нам походить вдоль пляжа по колено в воде. Девочкам все равно понравилось.

На обратном пути домой мы на 1 день задержались в Афинах. Остановились, как обычно, в отеле "Кинг Георг", на что Кристина сказала: "А почему мы не здесь 2 недели прожили, а на море могли бы на 1 день съездить в обычный отель?" На самом деле в Афинах жуткая жара, она просто не выходила на улицу.

А Егору и моей маме я устроил экскурсию на тему настоящей греческой демократии. Сын просто фанат Римской империи, а древних греков считает слабаками и философами, поэтому экскурсию гиду я заказал именно на тему демократии, государства и войн Древней Греции. Немного и Спарты коснулись.

Инстинкт самосохранения, попросту страх - самый сильный мотиватор человека. Не случайно многие новации и эффективные уклады жизни образуются во время военных конфликтов. Афиняне в 500 г до н.э. самым эффективным видом боя считали фалангу. Именно они придумали такую форму щита, которая позволяла защитить не только левую сторону самого бойца, но и правую, незащищенную сторону соседа слева. Фаланга была похоже на чешую в первом ряду, состоящую из полноценных воинов-граждан - гоплитов, сзади ее поддерживали рабы, метатели, менее опытные воины на замену. Греки одержали множество великих побед над превосходящими силами противника за счет фаланги. Те же персы имели обычно гигантское преимущество в живой силе, но чаще терпели поражение.

Так вот, взаимозависимость гоплитов и их определяющая роль в войнах по сути поставила их на вершину пирамиды государства. Сила фаланги зависела от силы каждого бойца, но бой решала фаланга в целом. В афинской демократии правом голоса обладал только воин фаланги, гоплит, таковых в полисе было около 15% населения. Рабы, женщины и дети не обладали правами. Каждый гражданин обязан был с некоторой периодичностью непродолжительный срок служить на разных должностях. Таким образом, лет за 10 средний гражданин занимал почти все государственные посты. Например, суд присяжных составлял 10 групп по 500 человек. Я слабо представляю эффективность судебного заседания с таким количеством присяжных, но уж точно подкупить такой суд было затруднительно. Органы управления подчинялись булэ из очередных 500 граждан, причем выделялась претания из 50 человек, что-то вроде правительства. Булэ выбиралось жребием, а состав претании менялся каждые 30 дней. При этом все важные решения принимались общим собранием граждан, их было около 20-30 тыс. Собрания проводились 2-3 раза в месяц. Истинной демократией афинская демократия считалась потому, что, например, решение о войне гражданин принимал сам, понимая, что ему завтра на эту войну идти в первом ряду.

Афинская демократия просуществовала чуть больше 100 лет в таком виде. Громоздкость органов управления компенсировалась вовлеченностью и высокой мотивацией граждан, поэтому в целом афинская демократия была очень эффективной для того времени. Более того, такое устройство привлекало на сторону Афин другие полисы, в результате Афины очень эффективно использовали свою репутацию для выгодной торговли и военных объединений, золотой век Афин наступил и в буквальном смысле этого слова. Разрушило демократию тоже золото и демагогия. Я довольно подробно изучал Новгородскую республику, судя по всему в Афинах произошло то же самое. Толпа подвержена влиянию популистов и демагогов, смертный приговор толпы Сократу хороший и ужасный пример "демократии". Появление сверхбогатых и бедных тоже расшатывает основы демократии, богатые вводят плату для беднейших граждан, которая якобы позволяет им оторваться от работы и пойти на собрание. (Эгегей, "изобретатели" безусловного дохода) Ну а где деньги, там уже полшага до подкупа, так же, как в поздней Новгородской республике была целая профессия оральщиков, там за что громче кричали, за то и принималось решение.

Сегодняшнюю демократию в США, например, грек бы обозвал олигополией. И был бы полностью и формально прав. При этом вполне возможно, что олигополия - более эффективная форма правления в больших обществах. Если есть сильная судебная власть и рыночная экономика. А в малых странах до 5 млн населения, вполне возможно, что эффективная диктатура, вроде римской, дает лучшие результаты, чем афинская демократия. Примеры Сингапура и даже Грузия времен Саакашвили.

Парфенон для любого архитектора - едва ли не главное чудо света. Его построили всего за 9 лет в 5 в до н.э., а реставрируют в 21 в н.э. уже дольше. Самое поразительное - тотальная гиперболическая кривизна всех линий, незаметная глазу. Пол представляет собой вершину шара радиусом 5 км. Ровный пол казался бы вогнутым, а так он кажется ровным. Колонны все, кроме средних, тоже имеют наклон внутрь, но микроскопический. Колонны в середине немного тоньше, а угловые еще толще, вообще множество микроскопических решений дают идеальный оптический эффект. За технические решения отвечало 80 мастеров, причем они работали каждый над своей проблемой, умудряясь как-то без AutoCAD сопрягать свои решения в единую архитектуру. И делали это невероятно быстро и качественно. Проектный менеджмент того времени поражает, 2500 лет спустя многие команды не могут добиться такой же эффективности и близко.

А сейчас потомки великих греков смешно маршируют у парламента, в котором большинство мест занимает коалиция радикальных левых, мечтающих о коммунизме (в составе ЕС). Голуби им подражают, а вот дворняжки на это вообще не обращают никакого внимания. Такая вот Греция.

На подлете к Москве нас из-за грозы завернули на второй круг, в качестве компенсации показав несколько красивых оптических эффектов из солнца и облаков.

КОНЕЦ!

Comments Disabled:

Comments have been disabled for this post.