Александр Чачава

Previous Entry Share Next Entry
Сардиния и Корсика
chachava


Я еще не встречал человека, которому бы не понравилась Сардиния. Ни один другой остров пока не получал такого дружного одобрения всех, побывавших там. Думаю, что секретный соус - это шикарное море, исторические памятники и Италия, т.е. вкусная еда и симпатичные городочки. Мы наездили и наплавали по Сардинии около 2700 км за 2 недели. Ниже о впечатлениях и много морских фотографий.





В Сардинию не так легко попасть прямым регулярным рейсом. Мы летели Газпромавиа и лишний раз во всех мелочах убедились, что корпоративные авиалинии - это зло и пережиток совковой вертикальной интеграции. Нет, ничего страшного не произошло, просто во всех мелочах было заметно, что это неэффективная и убыточная авиакомпания, руководство которой это особо не заботит. На Сардинии мы взяли машину повышенной проходимости. Я думал, на острове в сезон будут сумасшедшие пробки, но нет. Если бы у нас не было так много багажа, можно было бы взять спорткар, на Сардинии есть где погонять, радара 2 на весь остров и иногда полиция стоит. Зато внутри острова много интересных для гонок пустых дорог, да и видовые дороги вдоль моря совсем не загружены. А по хайвею от края до края Сардинии 350 км можно преодолеть за 2-3 часа, Waze показывает все 2 радара и все 2 наряда полиции заранее. При этом много и бездорожья, где совсем мало народу и такие же красивые виды, как в туристических местах. Так что внедорожник тоже нам пригодился. Даже мыть его пришлось.



Сардинию нельзя смотреть только с острова, надо обязательно брать какое-нибудь плавсредство.



Сверху Alfamarine 47, идеальная лодка на 6-7 человек. Нам попалась довольно мощная, которая ест много бензина. Но зато тень, можно отдохнуть в каюте и всем хватало места. 2500 евро в сутки за все. Можно было брать катер на 10 футов меньше и на 1000 евро дешевле, либо надувную моторку за 120 евро за 4 часа. Моторку небольшой мощности дают даже без всяких прав. Мы ее тоже брали покататься по близлежащим островкам, она выдает вполне комфортные для небольших путешествий 15 узлов. Правда, в случае с моторкой завтрак с белым вином не накрывают...



Еще одним нашим транспортом был коптер, он же дрон Mavic Pro. Летать в море одно удовольствие, я сделал 25 вылетов, включая с десяток вылетов с лодки. Был один серьезный инцидент с нападением чаек, когда дрон потерял управление и спикировал в кусты. К моему величайшему изумлению, он выжил и до сих пор исправно летает. Хотя падение было камнем и с высоты 20 метров где-то.



Самое интересное, необычное и неразгаданное, что есть в Сардинии - это нураги. Это мегалитические крепости в возрасте от 5000 до 3500 лет. Вот эта крупнейшая нурага под названием Су-Нуракси-ди-Барумини, ей 3500-3700 лет. Откуда пришли нурагийцы - неизвестно, предполагается, что 10 000 лет назад Сардиния была на пути миграции этрусков из Малой Азии на Аппенины. Вот часть и осталась на Сардинии. Почти все исследователи сходятся во мнении, что нурагийцы не были индоевропейцами. У них не было письменности, поэтому про них почти ничего не известно, только бронзовые фигурки проливают какой-то свет на быт, но очень тусклый.



Я внимательно слушал местного экскурсовода, но сам рассказ был довольно примитивен. Да, нураги по своей структуре башен и стен очень похожа на средневековый замок. Башни состоят из сложенных конусообразных камней разного размера без всякой связующей смеси, до сих пор стоят до 20 метров высотой. Всего на Сардинии сохранилось до 7000 нурагов, по некоторым подсчетам, всего их было построено 20-30 тысяч. Не таких больших, как эта.



Эта нурага стоит посередине пшеничных полей, в самой плодородной долине, она самая большая из сохранившихся. Забавно, но недалеко от нее на холме построена крепость 12-го века нашей эры. Видимо, обе крепости были построены 3700 и 800 лет назад с одной и той же целью - контроль на житницей Сардинии, самого плодородного центра острова. У нураги Барумини еще очень интересная внутренняя структура крепости, нам дали там полазить. Коридоры и помещения спроектированы не вполне удобно, внутри это чем-то неуловимо напоминает храмы Ангкор-Вата, в которых помещения внешне неудобны, но выполняют какие-то свои сакральные миссии. Есть мнение историков, что со временем нураги превратились из военных построек в храмовые. Видимо, были слишком спокойные длинные периоды в жизни нурагийцев.



А потом пришли финикийцы, великие мореплаватели, а к 2 в до н.э. Сардинию захватили римляне. История завоевания умалчивает подробности, скорее всего это происходило постепенно. Очень необычный факт заключается в том, что нурагийцы, перед тем как исчезнуть, "похоронили" все свои нураги. Абсолютно на месте всех нураг был насыпан холм, каждую находили в результате раскопок. До сих пор находят новые нураги. Нурагу Барумини раскопали только 1950-х годах. При этом холм, который скрывал нурагу, назывался Нурагийский холм, т.е. люди знали, что там скрывается. Сами башни оказались замурованы, т.е. судя по всему, их замуровали и засыпали землей специально, когда уходили. Отдельный вопрос - где брали землю, котлованов около этих холмов не обнаружено.



На картинке выше - неправильная парковка, катер ближе 5 метров в берегу заповедника, да еще и привязался к скалам, стал в распорку между якорем и скалами, тогда от ветра плавсредство не крутится вокруг якоря. А внизу мы правильно припарковались. И нарушителей согнала водная полиция, должна была еще оштрафовать, но почему-то ограничилась предупреждением.



Знаменитая Розовая бухта. Она совершенно не розовая теперь, потому что туристы забирали ведрами этот розовый песок, который порозовел от каких-то кораллов. Теперь туда заплывать и тем более трогать песок запрещено, лет через 10 цвет вернется. Эта лагуна находится на пересечении трех островов ахипелага Маддалены, за ее пределами стоят на якоре сотни яхт и катеров. Самое посещаемое место на водном транспорте, видимо.



Мы устали, нам пора назад в отель...



Каждый день море меняет цвет, даже несколько раз на дню. И все равно остается очень фотогеничным. Откуда такая тяга к созерцанию моря?!



Мы заруливаем в Кальяри. Обычный итальянский город, с большими проблемами с парковкой, особенно если ты на большом джипе. В меру атмосферный, с перепадом высот. Но в жару тянет к морю от больших городов.



Дети начали ныть, что хотят есть, поэтому пришлось заехать под камеры в исторический центр и встать на резидентскую парковку у мэрии. Я спросил у местного о размере штрафа, на что он ответил, что в жизни не видел ни одного парковщика-полицейского в Кальяри в такую жару. Так и есть, никто нас не оштрафовал, Италия это вам не Щвейцария.



Зато на проселочной дороге нас остановили какие-то ослы. Потребовали их покормить конфетами. Смотрите, под внимательным взглядом осла сумка моей мамы висит сама в воздухе, чтобы удобнее было найти и скорее отдать конфету.



В Сардинии надо просто ездить, ожидая встретить красивые места. Можно ориентироваться по всевозможным рейтингам на разных сайтах, но вероятность найти интересное место или разочароваться 50/50. Мы случайно нашли примерно столько же интересных мест, сколько и специально. А случайные места вдвойне ценны - приятная неожиданность и мало туристов.



Кто живет в этом домике? Рядом даже никакой деревни нет.



Деревенька на небольшом острове, там же находится лучший ресторан архипелага Маддалена, только для яхтсменов. Тебя забирает тендер с лодки и сразу же наливают ледяное шампанское. Видимо, чтобы легче перенести потом счет. Безумно вкусно и также безумно дорого. Сибас на четверых - 300 евро, остальное по мелочи еще 250. Это без вина и с бесплатным шампанским.



Сразу чувствуется тлетворное влияние Порто Черво. Это самая дорогая часть Сардинии, где живут олигархи и много роллс-ройсов и дорогих ресторанов. Это вот маленький отельчик под Порто Черво. Нет пляжа, потому что все выходят купаться на своих яхтах в разные лагуны.



Бухта очень длинная, метров 300 до выхода в море.



А это марина Порто Черво, яхты уже покрупнее.



Всего на Сардинии, наверное, несколько тысяч яхт в сезон. Больше я нигде не видел, даже на Лазурном побережье. Внизу вид из нашего отеля, кажется, что их сейчас всех влево утащит. Да нет, просто горизонт немного завален...



Кстати, исторически Сардиния много раз переходила из рук в руки. Донурагическая Сардиния вообще скрыта в тумане истории, секрет нурагийцев тоже не раскрыт, считается, что это потомки шерданов, которых разгромил Рамзес 2-ой и вот они убежали сюда. Потом финикийцы, римляне, вандалы, византийцы, мавры, испанцы, австрийцы, а потом уже Савойя. Последние 2 это так называемые "войны за испанское наследство" в 18 веке.



А самая древняя постройка Сардинии, дошедшая до наших дней, это Сардинский зиккурат. Мы туда не поехали, там просто кучи камней и полнейшие развалины. 4-ое тысячеление до н.э., не то влияние минойской цивилизации, не то кого-то еще. Полнейший мегалит времен неолита, как говорится.



На Сардинии говорят на сардинском языке и дублируют все надписи. Он в ходу наряду с итальянским. В Сардинии есть националистическое движение за независимость от Италии, националистические флаги Сардинии с красным крестом и головами 4-х мавров встречаются на каждом шагу на острове. Этот флаг времен войны испанцев с маврами, в одной из битв верх помог одержать Святой Георгий с красным крестом на белоснежной груди. Он ворвался на поле битвы и отрубил головы четырем маврским принцам.



А еще словосочетание "сардонический смех" тоже имеет отношение к Сардинии. Сейчас это означает смех жертвы, человек, язвительно смеющийся в момент своей гибели. Именно на Сардинии есть растение, съевшее которое, человек умирает "дико хохоча в конвульсиях".



Севернее Сардинии расположена Корсика, отделенная небольшим проливом Бонифачо.



Мы туда и направились. Сардиния провожает башней и странной статуей, символизирующей Святую Терезу, даже городок так называется.



Корсика встречает совершенно бесподобным маяков, на входе в пролив города Бонифачо.



Сам город находится на скале между бухтой и проливом, собственно посмотреть этот город мы и поехали. Внизу фотография не моя, как раз в Бонифачо на коптер напали чайки, я его уронил и потом летал только на солидном расстоянии от города.



Высокий берег, симпатичный, хотя и полный туристов городок. Это был один из двух городков на Корсике, которые мы видели. Очевидно, на Корсике есть еще много симпатичных мест, которые стоит посетить.



Мы покатались по проселочным дорожкам восточнее Бонифачо, там что не остановка - обалденный вид.



Вот городок Бонифачо издалека.



Корсика - это уже Франция, хотя там тоже свой корсиканский язык, националисты и все такое. Но это уже другая история.



После Корсики мы едем на северо-запад Сардинии, там очень красивая береговая линия, много симпатичных городков.



Это вот выше Castelsardo. Крепость на вершине крошечная, но симпатичная.



Ниже - самая северная точка острова Capo Falcone. Очень мелкая вода и очень много туристов, берег прямо битком набит людьми, как на сочинском пляже в СССР.



А мы едем в пещеру Нептуна, некоторые считают это главной достопримечательностью острова. Сам мыс и вообще место очень классное. Пещера слишком распиарена.



В нее запускают группами по 100 человек, типа экскурсия, каждый час. Это немного напрягает. Лучше арендовать лодку и самостоятельно поездить по пещерам поменьше, но где ты один.



У нас не было столько времени.



Самое интересное - это путь к пещере, надо преодолеть почти 700 ступенек вниз вдоль скалы. Очень красиво и необычно. Потом, правда, надо лезть обратно вверх. По жаре не очень приятно.



Кому очень лениво ползти наверх, может воспользоваться услугами туристических корабликов, которые и привозят толпы туристов. Например, моя супруга нас с сыном бросила и поехала на кораблике, а мы пыхтели пешком!



Ниже замечательный городок Альгеро, хороший старый центр, много кафешек. Мы уже немного устали и спешили в тот день, прогулялись совсем немного и поели мороженое. Из Альгеро поехали в Босу, надо ехать по старой дороге вдоль моря, она очень живописная.



Городок Боса находится не на море, а чуть в глубине, на реке. Мы совсем спешили, а городок просто волшебный, начиная от крепости и заканчивая старым городом вдоль реки внизу. А еще там был какой-то национальный праздник и самый настоящий бродячий цирк. Но нам надо было ехать. Самый лучший город на Сардинии, которым нам не удалось в полной мере насладиться...



Наша компания выглядела вот так. Ездили мы не всегда всем составом, кто-то мог отлынивать.



Нам Сардиния очень понравилась. Вот что особенно запомнилось: нураги, море, еда (особенно в кулинарном отеле, мы там неделю провели) и Бонифачо. Красивых мест на Сардинии так много, что сюда можно приезжать несколько раз в таком темпе путешественника и не надоест.



В полноправные члены команды можно записать коптер и машинку, без которых не обходилось ни одна поездка по острову, ведь до яхты тоже надо было на чем-то доехать. Оба устройства проявили себя выше всяких похвал. Машина была нулевая, кстати, пришла с завода на Сардинию за несколько дней до нашего приезда. Я стараюсь арендовать абсолютно новые машины, если есть такая возможность, довольно часто это получается сделать, кстати.



КОНЕЦ!


Comments Disabled:

Comments have been disabled for this post.

?

Log in

No account? Create an account