?

Log in

No account? Create an account

Александр Чачава

Previous Entry Share Next Entry
Байконур: старт "Союза МС11", ЦУП "Буран", "Роскосмос" изнутри.
chachava
58-022-9W3A1583.JPG

Россия сегодня - ведущая космическая держава в мире. Что говорить если американские, канадские и европейские астронавты стали теперь космонавтами, т.е. летают на российских космических кораблях. С другой стороны, заглядывая в будущее, видится неминуемый проигрыш России в космической гонке, множество технических и управленческих проблем, ведь феноменальный советский гандикап, по сути, полностью исчерпан за 30 лет. Я решил съездить на Байконур и получше разобраться во всем, что касается космических полетов.


78-080-9W3A2340.JPG

Наша поездка на Байконур была организована в непростое для отечественной космической программы время, когда неудачей (но не катастрофой) закончился пуск "Союза МС10", космонавтов удалось спасти после аварии на старте. Постоянно в прессе слышны проблемы с выводом спутников, коррупционные скандалы на Восточном и так далее. Поэтому надо было лично поехать и все проверить. Спасибо, что Prosto Cosmos организовал эту поездку.

71-058-9W3A2068.JPG

Из-за переносов, связанных с аварией, наша поездка в итоге пришлась на декабрь, довольно холодный месяц в степи. Но мы решили, что все равно надо ехать, тем более что мороз это лучше, чем +40 и пыль. К тому же в мороз видимость гораздо лучше. Наша программа состояла не только из изучения всех аспектов старта, мы также изучали историю космонавтики, осматривали другие стартовые площадки и, вишенкой на торте, подробно изучили проект "Буран" в его ЦУПе, пообщавших с членами команды, работавшими над этой программой.

60-026-9W3A1784.JPG

Космодром Байконур занимает площадь, равную 2,5 площади Большой Москвы или Люксембурга. А рядом еще стоит город на 50 тыс жителей. Космодром состоит из 15 стартовых комплексов, включая комплексы для пусков баллистических ракет, 11 монтажно-испытательных компексов и много другой "инфраструктуры", которая сейчас больше похожа на развалины и восстановлению не подлежит. Космодром обходится России примерно в 10 млрд рублей в год, это не считая арендной платы Казахстану в 7 млрд рублей в год. Весь бюджет Роскосмоса примерно 120 млрд рублей, насколько я понимаю.

30-IMG_8747.JPG

Байконур был построен в степи с нуля, так называется на самом деле поселок в Карагандинской области в паре тыс км, где был фейковый космодром для американской разведки, в прессу объявляли местом старта его. Сам космодром никак не называли даже работавшие на нем, все было так засекречено. Жилой поселок называли сначала Ленинским, потом Ленинском. А сами жители называли свой город Звездоградом, даже была такая стелла, но официально это название протащить не удалось. Байконур стал Байконуром только в 1995 году указом президента Казахстана.

15-IMG_8694.JPG

Я не смогу пересказать всю историю советской космонавтики, рассказать про все подвиги и про всех замечательных людей, которые работали и работают на Байконуре. Попробую рассказать про моменты, которые мне особенно понравились и запомнились.

26-IMG_8729.JPG

Когда мы приехали в Байконур, первым делом нас встретил прикомандированный особист, который сначала проверил паспорта по списку, а потом везде нас сопровождал. Точнее сопровождала, суровая и очень строгая женщина, с которой, впрочем, мы потом нашли общий язык. В программе нашего посещения было сопровождение космического старта на всех этапах, а в промежутках посещение музеев, стартовых площадок, МИКов и ЦУПа "Бурана".

2b.jpg

Музеи и в городе и на космодроме очень классные, много макетов и оригинальных образцов, отличные гиды, все становится сразу понятно. В общем, при правильном подходе в этих местах можно найти очень правильных и информированных людей.

1b.jpg

Мы остановились в гостинице "Спутник", вместе с группой НАСА и Канадского космического агентства, потому что в старте участвовал один наш космонавт Олег Кононенко, а также американка Анна Макклейн и канадец Дэвид Сен-Жак. На сегодняшний день регулярные пилотируемые космические запуски осуществляет только Россия. Раз в 2-3 года запуски также осуществляет Китай, отправляя в космос своих тайконавтов. Американская программа многоразовых кораблей Space Shuttle была остановлена в 2011 году, с тех пор ведутся бесконечные споры, а нужна ли вообще пилотируемая космонавтика.

29-IMG_8742.JPG

Но мы приехали именно на пилотируемый старт, чтобы почуствовать весь этот волнительный момент с отправкой экипажа в космос. Я недавно прочитал книгу американского астронавта Майка Маллейна, который довольно подробно описывает весь тернистый путь в астронавты, особенности и сложность подготовки, а также ради чего все это, ради мечты отправится в космос. Он пишет, что любой из отряда космонавтов готов был на любой риск ради полета, готов был скрывать болячки от врачей и так далее. Недавно на регате я познакомился и довольно много общался с космонавтом и Героем России Сергеем Залетиным, он мне повторил все то же самое слово в слово. И про путь в 10 лет подготовки после успешной карьеры военного летчика, и про мечту о космосе, ради которой он был готов на все. Все же космонавты - не совсем обычные люди.

07-IMG_8657.JPG

Стартовые процедуры начинаются в 7 утра за день до старта с выкатывания ракеты из МИКа (монтажно-инженерный корпус). Самая холодная процедура, на улице -30. Ракету выкатывают и везут обычным тепловозом примерно 5 км до Гагаринского старта. Ее сопровождают несколько автоматчиков, инженеры сидят в специальном отапливаемом вагончике.

56-002-9W3A1460.JPG

На подъезде к старту ее встречает резервный экипаж. Космонавты очень суеверный народ, поэтому есть ряд неписанных правил, которые выполняются неукоснительно. Когда космонавтов назначают в основной экипаж, они сразу становятся на уровень выше всех остальных членов отряда, для них начинается счастливый и нервный период подготовки к старту. Мечта вот она, близко, но стоит заболеть и все может пойти насмарку, подведешь не только себя, но и коллег по экипажу, потому что заменят весь экипаж. Резервный экипаж же наоборот, в какой-то степени неудачники, вторые, наверное, им обидно. Но они делают все, чтобы поддержать основной экипаж. Космонавты одна большая семья, как они мне говорили, внутри отряда нет место зависти и политики. Бывали случаи, когда летавшие 2-3 раза космонавты уступали дорогу не летавшим, хотя могли упереться и по праву опытных профессионалов претендовать еще на один полет.

54-009-9W3A1429.JPG

На нашем старте резервным экипажем был опытный космонавт Александр Скворцов, а также итальянец Лука Пармитано и Эндрю Морган. Я был очень рад, когда узнал, что после двух резервных дежурств их назначили в полет 20 июля на "Союзе МС13". Но так вот, какие приметы. Когда на докладе начальнику полета основной экипаж (Олег Кононенко, Анна Макклейн и Дэвид Сен-Жак) докладывали, что "экипаж к полету ГОТОВ", резервный экипаж докладывал "экипаж к полету НЕ ГОТОВ". Конечно, они были готовы, но всегда отвечают так, чтобы поддержать основной экипаж, дав им понять, что "парни, никто кроме вас". Встреча ракеты происходит просто, ракета проезжает мимо, а они стоят и смотрят. Но, когда они возвращаются в домик, где в карантине их ждет основной экипаж, то их спрашивает командир основного экипажа: "Где вы были?" - Они должны ответить: "Ракету красили". Дело в том, что ракета, которая изначально серая, перед стартом покрывается 3-х сантиметровым слоем инея, когда в нее заливают жидкий кислород, и она белеет.

57-005-9W3A1464.JPG

Важная деталь, все инженеры, которые работают с ракетой в стартовый день, имеют при себе только медные инструменты, все железо, даже ключи от дома, сдают, чтобы даже случайно не высечь искру во время работы. Неудивительно и присутствие "духовника Роскосмоса", это вполне себе официальная должность, у него свои процедуры. В Интернете можно найти много шуток на этот счет, но сам Отец Сергий и все работники космодрома относятся к этому более чем серьезно. И думайте что хотите. После неудачного старта "Союз МС10" все процедуры приметного характера проводились с особенной тщательностью, пришлось даже применить особые меры и в усиление Отцу Сергию прикомандировать мою жену (удача +4), чтобы уж точно с "Союзом МС11" все прошло хорошо!

8b.jpg

Наконец, ракета была установлена на стол Гагаринского старта, примерно через сутки она направится на МКС. Задачи у каждого космонавта на МКС разные, в основном они занимаются исследованиями в области медицины, биологии, энергетики. Анна Макклейн и Дэвид Сен-Жак выходили в открытый космос для установки энергетических панелей, у них было много других задач. Дэвид по профессии доктор, а Анна пилот вертолета. Раньше космонавты довольно скептически относились к женщинам в космосе, и в США, и в СССР. Как мне сказал один космонавт, из 4-х советских женщин только одна была настоящим космонавтом (не будем называть имен). Про Анну вряд ли можно сказать, что она не настоящий космонавт, профессия пилота наилучшим образом подходит для космонавтов, тем более у нее 216 боевых вылетов в Ираке. Кроме того, Анна увлекается тяжелой атлетикой и регби, она даже играла за сборную США по регби несколько лет. У Олега Кононенко было тоже много задач, но основная - ему предстояло выяснить происхождение знаменитой дыры в модуле "Союза МС09", которую кто-то просверлил. Я знаю часть отгадки этой истории, но до официального объявления Роскосмоса не могу ничего писать. Скажу только одно, все довольно банально, теории заговоров не про эту историю.

12-IMG_8684.JPG

 Российские космонавты зарабатывают за космический полет около 15 млн рублей. Зарплата молодого, еще не летавшего космонавта около 120 тыс рублей, потом она растет и по достижению им высшей категории доходит до 500 тыс рублей в мес. Это уже после пары успешных полетов. В отряде космонавтов 25 человек, подготовка к полету занимает до 10 лет обучения и стояния в очереди. Это не считая предыдущей карьеры, как правило пилота. Точнее, командир экипажа должен быть пилотом, остальные члены экипажа могут быть специалистами разного профиля. Но поскольку сейчас возят много зарубежных космонавтов, обычно россиянин только командир корабля. Из 25 действующих космонавтов не летало 12 человек. Это не считая набора 2018 года в количестве 8 человек, они все пока проходят подготовку. Среди этих 33 человек только одна женщина.

34-IMG_8764.JPG

За сутки до полета проводится пресс-конференция. Куча журналистов, но вопросы какие-то все не интересные. Точнее, был один классный вопрос, задал Глеб Пильцов: "Какую супер-способность космонавты выбрали бы для себя". За всех ответил Олег Кононенко, он бы выбрал способность Венома создавать своего двойника для определенных действий. Олег предпочел бы создать себе двойника для выхода в космос, а самому оставаться на корабле в это время. Забегая вперед скажу, что Олегу все же пришлось самостоятельно выходить в космос с Сергеем Прокопьевым, это был очень непростой выход и занял почти 8 часов. Наши космонавты отлично справились с этой миссией, хотя я представляю, как это было тяжело.

1a.jpg

Космонавты делятся на две категории, летавшие в космос и не летавшие. Сложно себе представить, что человек может пройти жесточайший отбор, выиграть его у сотен других претендентов на считанное количество мест, потом 10 лет учебы, изматывающих тренировок, поддержание идеального здоровья, а потом может случиться всякое. Например, его место займет космический турист. Космонавты ненавидят космических туристов, потому что те а) проходят ускоренную подготовку, б) по сути являются "обезьяной с гранатой". Космический полет довольно опасная штука, поэтому экипажу нужно доверять друг другу и чувствовать, что рядом находится уверенный в себе профессионал. Именно поэтому я не хочу лететь в космос (меня часто спрашивают и удивляются ответу "нет"). Я не готов становиться профессиональным космонавтом, а туристом не хочу. Отдельно хочется сказать про американский отряд космонавтов, у них после закрытия программы Space Shuttle вообще, наверное, депрессия жесткая была. Когда в экипаже 7 человек, а полетов 5-6 в год, очередь гораздо быстрее идет (правда, и отряд больше 100 человек был). С другой стороны, звание астронавта девальвировалось, они стремились уже не просто к полету, а к выполнению какой-нибудь особой миссии вроде сложного выхода в открытый космос или еще чего-то такого.

4a.jpg

2 часа до старта. Торжественный доклад руководителю пуска, в данном случае это глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин. Космонавты не любят чужаков в своем деле, особенно когда человек сам хочет руководить пуском, формально не он это должен делать. С другой стороны, они не могут не понимать важности политического лобби для выделения бюджетов и всего такого. Космос никогда не был чужд политики, ни у нас, ни в США. Надо отдать должное Рогозину, он старается, летает в Байконур на все пуски и все такое.

39-IMG_8789.PNG.JPG

"Поехали!" Единственная фотография, которую я взял на стороне - с сайта "Коммерсанта". Но уж очень она мне понравилась, ракета, взлетающая над какими-то мегалитами прямо.

81-KMO_085521_13697_1_t222_211822.JPG

Вернемся к приметам. Накануне пуска основной и резервный экипажи в обязательном порядке смотрят кино "Белое солнце пустыни". Появилась эта традиция таким образом. Много лет назад в программу подготовки космонавтов был добавлен курс "Основы операторского искусства". На тот момент ярким стандартом великолепной работы оператора был как раз недавно вышедший фильм с множеством крупных планов и отличных ракурсов. На его примере и учились, а все ближайшие пуски и полеты прошли идеально.

Еще одна примета пошла от Гагарина. Перед посадкой в ракету он помочился на заднее колесо автобуса, который его привез. Дело в том, что космонавты стараются обезвожить себя перед полетом, потому что минимум 8 часов предстоит провести в скрюченной позе без туалета. И, соответственно, в такой ситуации хочется помочиться как можно позже. А тут целая традиция, не зазорно. А что женщины? Им сложнее, но даже они берут с собой баночку с этой самой жидкостью и плескают на колесо. Что касается иностранцев, то они тоже следуют нашим традициям. Более того, они почти все неплохо болтают на русском, осваивают во время подготовки уже в Звездном городке.

3b.jpg

Я пытался выяснить какие традиции есть в американском отряде космонавтов, но узнал не так много. Общался в основном с инженерами НАСА, они не в курсе, у астронавтов не принято выносить свои заморочки за пределы своей узкой тусовки пилотов. Даже с гражданскими астронавтами они держатся на расстоянии. Одна из их традиций, прилетать на старт на корпоративном тренировочном истребителе T38 за штурвалом.

Кстати, мы жили в гостинице Роскосмоса "Спутник" вместе с большой делегацией НАСА и Канадского космического агентства. Вечерами они занимали большой конференц-зал, а мы своей группой малый. Как-то нам не хватило стула и я зашел к ним уже в ночи накануне старта. В зале было битком народу и все смотрели ... "Белое солнце пустыни" с английскими субтитрами. Вот так вот...

27-IMG_8731.JPG

Космическая гонка довольно опасная работа. Во время космических полетов погибло 18 человек, 4 советских космонавта (во время двух катастроф) и 14 американских астронавтов (во время тоже двух катастроф шаттлов). Но самая страшная катастрофа ракетной гонки произошла на земле 24 октября 1960 года, довольно долго эта катастрофа была засекречена. В конце 50-х годов СССР еще проигрывал в гонке межконтинентальных баллистических ракет и не имел надежных гарантированных средств поражения территории США, в отличие от противника. Р-16 как раз и должна была стать первой надежной межконинентальной баллистической ракетой на вооружении (и стала). Очень спешили.

13-IMG_8685.JPG

24 октября 1960 года планировался пуск ракеты, во время подготовки к пуску были выявлены проблемы. Командующий РВСН маршал Неделин сказал: "Что я буду говорить Никите (Хрущеву)? Ракету доработать на старте, страна ждет нас." За 30 минут до старта главный конструктор Михаил Янгель вышел перекурить этот вопрос с главным конструктором ВНИИЭМ и главным конструктором ОКБ МЭИ (некурящим). Они пытались уговорить Янгеля отложить старт. Маршал Неделин сидел на стуле около ракеты и показывал всем пример бесстрашия. Произошел несанкционированный запуск второй ступени и сильный пожар. До курилки пожар не дошел, а маршала долго не могли опознать, потом только нашли сильно оплавленную звезду Героя СССР и элемент маршальских часов. По официальным данным мгновенно погибло 74 человека и еще несколько человек умерло в госпитале. На стартовой площадке и вокруг было не только 100 инженеров, но и до 150 наблюдателей из разных военных и инженерных структур, генералы, замминистры и прочие шишки, очень уж важный планировался старт. Михаил Янгель сейчас считается отцом знаменитой Р36М (Satana).

25-IMG_8726.JPG

Стартовый стол ракеты Протон, которая в 2,5 раза больше и мощнее Союза, такой грузовик. Используется для беспилотных пусков. Конечно, пилотируемый старт всегда интереснее, поскольку история с живыми людьми, эмоции и больше действа. Но зато сам старт громадины Протона более впечатляющий, больше размеры и мощность, земля действительно дрожит даже за 1 км от стартовой площадки.

18-IMG_8697.JPG

А мы отправляемся в ЦУП "Буран", самое интересное место за всю поездку. Над программой многоразового космического корабля работало 1 млн 200 тыс. специалистов, 1100 предприятий, суммарный бюджет составил 16 млрд рублей (2 трлн в сегодняшних ценах, но мне кажется даже больше). Американцы потратили на свою программу Space Shuttle вообще $200 млрд, это в тех ценах минимум на полтора порядка больше.

16-IMG_8695.JPG

Программа многоразовых кораблей и у нас и в США стала торжеством достижений науки, при этом обе программы оказались довольно бессмысленными. Считается, что американцы начали свою программу, потому что не видели других перспектив сохранить солидный бюджет НАСА по окончанию Лунной программы. Создание многоразового корабля для частых полетов считалось экономически эффективной идеей, которая позволит много сделать всего в космосе прежде всего для бизнеса. Как ни странно, но НАСА почти сразу отказалось от идеи сделать их шаттл ракетоносцем, потому что уже тогда баллистические ракеты наземного и подводного базирования были гораздо эффективнее и постоянно стояли на боевом дежурстве. Советское руководство не могло понять на кой черт американцам планировать 60 полетов в год, что они там будут делать. Такую программу могли профинансировать только военные, а значит это на орбите будут дежурить ракетоносцы. А еще у шаттла будет возможность забирать с орбиты до 14 тонн полезной нагрузки, значит они будут воровать советские спутники. В общем, одни опасности.

74-068-9W3A2187.JPG

Американцы и сами во всем ошибались. Шаттл оказался очень дорогим, не очень надежным, задачи, которые он мог решать, особо были не нужны. Особенно никому не нужно было возвращать спутники для ремонта, спутники как раз оказались достаточно надежны и дешевы. Но СССР это ничего не знал, им казалось, что они безнадежно отстают. И если США в конце 70-х и начале 80-х были на вершине экономического могущества и доминирования, контролируя 25% мирового ВВП, то экономика СССР уже трещала по швам, бюджет не сходился из-за дешевой нефти, социалистическая экономика доказала свою неэффективность, а Афганистан и Буран ее, можно сказать, добили.

66-046-9W3A1924.JPG

Как сказал нам во время экскурсии по бункеру гид и один из инженеров-конструкторов "Бурана": "Сейчас в космосе какой-то фигней занимаются, червяков возят, цветочки выращивают, не то что мы в свое время - 12 ядерных боеголовок на борту могли нести и с орбиты гарантированно США уничтожить!"

9b.jpg

Буран полетел всего один раз. Это точно был самый дорогой и самый сложный космический полет в истории. Полет планировался в полностью беспилотном режиме, поэтому все детали прорабатывали с невероятной тщательностью. Например, главный конструктор программы Глеб Лозино-Лозинский выезжал на 5-ти километровую посадочную полосу на своей волге и на капоте вез полный стакан с водой, добиваясь, чтобы полоса была настолько идеально ровной, чтобы вода не расплескивалась.



Схема управления комплексом "Буран" с точки зрения связи выглядела примерно вот так, как показано на рисунке выше. В самом бункере работало свыше 1000 человек, которые отвечали за работу разных модулей этой по сути большой компьютерной системы, которая в 1988 году совершила полностью беспилотный полет.

6b.jpg

На борту Бурана даже стояло два "супер"-компьютера, которые сами принимали решения по управлению кораблем. Старт прошел идеально, Буран взлетел и сделал два витка вокруг Земли. Потом он начал замедляться, все маневры получались очень точно и вовремя. Вообще, Буран из-за особенностей двигателей был гораздо маневреннее шаттла. Это внешне они похожи, но внутри отличаются довольно сильно и двигателями, и разгонным модулем. Шаттл вообще садился как планер, без работающих двигателей.

7b.jpg

Перед самой посадкой Буран получил апдейт по изменению погоды над посадочной полосой и резко развернулся. В ЦУПе уже хотели его подрывать, поскольку боялись потери управления и того, что он может влететь в город. Но оказалось, что просто Буран решил зайти на посадку с другой стороны, под ветер. И сел просто идеально. Вообще, все узлы отработали хорошо, самый большой челлендж, теплозащита, тоже сработала лучше, чем у американцев, было потеряно всего 6 плиток. Вроде бы безусловный успех советской науки. Да, так и было. Но программа была обречена.

5b.jpg

Программу "Энергия-Буран" закрыли в 1990 году, то ли указом Горбачева, то ли решением совета конструкторов. В любом случае шансов у программы на продолжение, учитывая грядущую геополитическую катастрофу, не было никаких. Буран вместе с макетом хранился в ТИКе, крыша которого обвалилась в 2002 году и завалила корабль. В музее космодрома стоит макет второго изделия, Буря, по которому мы полазили. Для разных типов испытаний сделано было несколько макетов. Сама Буря стоит в другом ТИКе на территории космодрома.

2a.jpg

В 2010-е годы пошли разговоры о возможной реанимации программы многоразовых космических кораблей. Большинство экспертов убеждены, что будущее космонавтики за многоразовыми полетами, шаттл и буран просто обогнали время. Не знаю, мы были в Международной космической школе им В.Н. Челомея в Байконуре, там учатся фанаты космоса и главный фанат директор школы. Может быть эти дети подрастут и им повезет разрабатывать новую космическую программу. Пока летаем на 40-летних Союзах и лучше ничего не придумали.

4b.jpg

На территории космодрома огромное количество собак, не знаю как они там выживают, но скоро это будет большой проблемой, я думаю. В степи вокруг космодрома встречаются даже лошадки. Ну, территория настолько большая, что охранять ее не получается, даже забора нет по всему периметру. Что говорить, если от одного старта до другого минут 20 ехать.

44-1fa88573-9227-44e1-b686-b79aac81d36f.JPG

Не представляю как просидеть 8 часов в модуле Союз в позе эмбриона. Очень неудобно, все затекает.

49-IMG_8820.JPG

КОНЕЦ!


Comments Disabled:

Comments have been disabled for this post.