?

Log in

No account? Create an account

Александр Чачава

Previous Entry Share Next Entry
Прогулки по Лемминг-стрит
chachava

В Дели я прилетел из Токио, чистейшего города на земле, населенного самыми пунктуальными в мире бизнесменами. На три дня в Дели у меня было запланировано 17 встреч, потом перелет в Мумбай с примерно аналогичной программой. И еще хотелось успеть немного окунуться в Индию, в ее историю и достопримечательности.

В Индии с ее миллиардным населением грамотны не более 300-400 миллионов, а доход свыше 300 долларов в месяц имеют от силы миллионов сто. Рынок ИТ, несмотря на лидерство на отдельном взятом рынке ИТ-аутсорсинга, находится в этой стране в достаточно зачаточном состоянии.

За целую неделю, проведенную в Индии, самое большое впечатление на меня произвело посещение крупнейшей в Мумбае улицы компьютерных магазинчиков. В больших индийских городах есть швейный район, прачечный, район трущоб, ну а теперь и компьютерный. На Лемминг-стрит в радиусе нескольких кварталов расположено около 500 компьютерных магазинов, там же находятся офисы крупнейших дистрибьюторов.

 

Лемминг-стрит — это самая обычная улица Мумбая, вдоль которой находятся компьютерные магазинчики, продающие продукцию на любой кошелек – от новейших ноутбуков до откровенного старья. Витрины – это только первая линия старейших магазинов, магазины расположены также на втором, третьем, четвертом этажах, а также в глубине домов. Целый муравейник.

А это — старейший компьютерный магазин Мумбая, он продает компьютеры с 1982 года. Кредитные карты принимает с 1986 года! Хозяин магазина Надим рассказывал мне, что он продает 350-400 персональных компьютеров в месяц, не считая софта и периферии. Для магазина площадью 20 квадратных метров вроде неплохо? Весь секрет в том, что 80% покупателей – постоянные, некоторые ходят в этот магазин более 25 лет. А продавцы в магазине, когда выдается свободная минутка, обзванивают постоянных корпоративных клиентов, которых тоже немало среди постоянных посетителей. Именно так работает подавляющее число магазинчиков – 20 кв. метров, 4-5 продавцов, директор, он же глава этой семьи, с солидным опытом работы в крошечном закутке, готовый достать все что угодно в каком угодно количестве по самым лучшим ценам.

Директор этого магазина, узнав, что в России даже российские антивирусы стоят в 7-8 раз дороже, чем в Индии, на полном серьезе предлагал продать любую партию антивирусов с доставкой в Москву по несколько долларов за коробку. Кстати, большая упаковка презервативов Durex, которая в московской аптеке стоит 300 рублей, в Индии стоит 40 рупий, чуть меньше одного доллара. Вот так…

Несмотря на сумасшедшую концентрацию конкуренции, не все компьютерные магазинчики на Лемминг-стрит могут похвастаться «клиентоориентацией»…

…Но это воспринимается абсолютно нормально. Нам, правда, разрешили обувь не снимать. А все потому, что в каморке у директора находится… храм.

И там же, на полу, находится отдел логистики.

Кстати, в Индии почти в каждой компании можно встретить работающих детей, они выполняют простую механическую работу, разносят чай, выполняют функции курьеров. В этот мирок малых бизнесов очень сложно попасть со стартапом. Все ниши тут заняты. Но меня познакомили с молодым человеком, который первым на Лемминг-стрит открыл компанию, полностью посвященную субдистрибуции антивирусов.

Нет, он не бог Шива с множеством рук. Он просто выгнал из своего кабинета на время аудиенции всех шестерых сотрудников, которые работали у него за столом в качестве «колл-центра». А еще он показал нам соседний, еще меньший кабинет, где также человек шесть, сидя только на стульях, отчаянно набивали СМС-ки. «Это у нас отдел СМС-маркетинга», — гордо сказал он.

Отдел логистики и особенно транспортная инфраструктура, конечно же, тоже нас поразили.

Удивительная вещь, но даже средневековый по виду рынок индийского компьютерного ритейла по показателям эффективности, по уровню цен, да и оборачиваемости товара оказался очень передовым.

Душан, владелец крупного индийского дистрибьютора с оборотом под 100 млн. долларов в год, который и водил нас по этому рынку, объяснял сложившийся формат ритейла особенностями менталитета. Кстати, он сам лично знаком с каждым директором магазина, так что встречи начинались с объятий, дружеских похлопываний и широчайших улыбок.

Какой-нибудь японский бизнесмен упал бы в обморок в первом же местном магазине.

 


Comments Disabled:

Comments have been disabled for this post.