?

Log in

No account? Create an account

Александр Чачава

Previous Entry Share Next Entry
Итоги 2010: Откат в 2008?
chachava

Посткризисный 2010 год должен был стать временем обновления рынка информационных технологий в России. А оказался — символом отката назад. Как радостно отрапортовали руководители крупнейших системных интеграторов в своих итоговых интервью, «опять пошел рост» и уже в следующем году они рассчитывают превысить результат 2008 года. А что изменилось по сути?
 

Не считая пришедших из-за рубежа трендов вроде «облаков» или «Айпадов», лично я вижу только одно существенное изменение – усиление роли государства в жизни рынка ИТ. Достаточно взглянуть на недавний Топ10 событий 2010 года на рынке ИТ по версии CNews – 8 из 10 событий непосредственно связаны с государством, еще одно с покупкой западной ИТ-системы, и только одно можно назвать полноценным частным и российским событием – IPO Mail.ru Group. Тем временем оценивая зарубежную прессу и изучив несколько американских рейтингов событий в сфере ИТ, я не нашел ни единого следа государства в жизни действительного инновационного и прогрессивного рынка.
Государство и госкомпании – давно уже основной заказчик ИТ в России. И после кризиса доля госконтрактов только увеличилась. За последние пару лет государство стало главным инвестором в ИТ. А теперь госкомпании пытаются стать еще и законодателем мод, предлагая главам государства то «убийцу iPhone» квази-российского производства, то какую-нибудь российскую операционную систему или государственный поисковик. Можно было бы еще порассуждать о гипотетических перспективах этих проектов… если бы это было какое-нибудь другое государство. Но дело в том, что этим всем занимается именно НАШЕ государство. Самое коррумпированное и неэффективное в Европе.
Собственная оценка коррупции в государстве – 1 трлн. Рублей. Независимая – в несколько раз больше. Причем рынок информационных технологий теперь уже занимает уверенное второе место после медицины в рейтинге «наглого» распила это когда за странными и непонятными словами в крайне сжатые сроки скрывается освоение бюджетов в десятки миллионов рублей на каждый лот. По моим скромным прикидкам более половины прибыли госсегмент формирует у 30 из 40 крупнейших российских ИТ-компаний (по версии рейтинга CNews), т.е. можно сказать, что 75% крупнейших компаний страны строго ориентированы в своем развитии на государственные организации и госкомпании. Для сравнения, оставшиеся 10 компаний делятся ровно пополам – 5 компаний являются классическими дистрибуторами, т.е. далеко не инновационными компаниями, а другие 5 как раз и можно отнести к рыночным и инновационным компаниям. Безусловно, есть инновационный потенциал и у 30 ориентированных на государство компаний. Но в подавляющем большинстве случаев у компаний нет никакой мотивации его реализовывать. «Госбизнес» работает по совсем другим правилам.

Согласно грубой оценке, не более 20% корпоративного рынка ИТ живет по рыночным правилам. Весь остальной рынок находится в «серой» зоне. И бал правят компании, возраст которых 15-20 лет, т.е. активом №1 на рынке являются связи, а далеко не инновационно-заточенные мозги. Все инновации давно отданы на аутсорсинг в Apple, IBM, SAP, HP, Microsoft и прочие далеко не российские компании, в которых, тем не менее, работает довольно много наших соотечественников. А все потому, что «верхи не хотят» заниматься инновациями. Их и так неплохо кормят. А низы, т.е. «молодняк», не успевший к распилу пирога, вынуждены ориентировать свои продукты или на B2C, или пытаться раскрутиться на этих доступных «с улицы» 20% рынка, что в десятки раз сложнее. Ведь если какую-то сущность сжимают в 5 раз, то сопротивление внутри нее возрастает экспоненциально.
Неслучайно все сколько-нибудь заметные российские ИТ-компании, продающие свои продукты и услуги в том числе за рубежом, добились выдающихся результатов именно на массовом рынке частных пользователей или услуг для малого бизнеса. Их не так много — 1С, «Лаборатория Касперского», ABBYY, Яндекс, Parallels. Если подумать, можно вспомнить еще пяток компаний. На этом же рынке есть несколько десятков симпатичных стартапов, в будущее которых я верю. Именно массовый рынок может стать локомотивом развития и модернизации (да и тот же рынок телекоммуникаций, в силу своей изначальной консьюмерской направленности, в гораздо большей степени соответствует эпитетам «инновационный» и «развитый»). Если, конечно, государство не прекратит душить инновационный бизнес налогами на человеческий капитал, единственный актив настоящих ИТ-компаний.
 


Comments Disabled:

Comments have been disabled for this post.