Александр Чачава

Previous Entry Share Next Entry
Китайские хроники. Макао и путь домой.
chachava


Макао в последние годы переплюнул Лас Вегас по выручке от игорных заведений. Съездили туда и мы, посмотреть на новый Лас Вегас!




Рейсовый катер идет до Макао из Гонконга ровно 1 час. Вертолет летит 15 минут, но стоит $7000, туда-обратно где-то $10000. Катер стоит долларов 25 с человека. Мы выбрали катер, думали посмотреть на красивые виды. Ничего красивого, все в тумане, даже нельзя выйти на палубу, все за стеклом. Но зато у нас есть специальная минеральная вода из родников провинции Коньяк!



В Макао у нас гид, транспорт, все же старейшая колония в Китае, основанная португальцами, в отличие от Гонконга, много исторических зданий сохранилось, даже крепость. Заодно, конечно, хочется посмотреть знаменитые казино, переплюнувшие Лас Вегас. И вообще, Макао нынче на третьем месте в списке стран по ВВП по ППС (я считаю этот расчет более объективным). В 2 раза больше, чем в Гонконге! Хочется посмотреть на эту роскошь повнимательнее!



В итоге Макао разочаровал по всем пунктам. Давно не был в месте, более отвратительном. "Старый" город представляет собой обычный грязный китайский городок, в котором полно туристов и, как следствие, даже того жалкого города не видно за бесконечными вывесками дурацких фастфудов и гирлянд футболок футбольных клубов, почему-то их теперь продают чаще, чем даже сувенирные.



Да, есть крепость и одна стена собора, на этом все. Нормальных ресторанов всего пара штук, и то в них мы не попали. Да даже по уровню гидов становится понятно, что нормальные туристы сюда заезжают только по большой ошибке.



Вообще, португальцы оказались в Макао благодаря удобной бухте. Остров позволял обеспечить определенную безопасность, а глубокая бухта давала возможность без проблем держать флот и торговать. К 1557 году португальцы добились от Китая разрешения основать здесь официальную колонию в обмен на дань. До 1999 года Португалия так и управляла этой колонией, а потом вместе с Гонконгом Макао стал участником "одной страны - две системы".



Китай и Португалия постоянно то ругались, то мирились на почве Макао. Но всегда странам удавалось найти компромисс, до войны не доходило. Когда Китай ослабевал, например, после опиумной войны, Макао переходил под полный контроль Португалии. В другие периоды Китай вводил параллельную администрацию и даже войска. В самые сложные периоды, например после 1949 года, года победы Мао, на Макао доходило до восстаний и притеснений португальцев. Но даже с Мао Португалии удалось найти общий язык и продержать эту колонию до 1999 года.



Но важную роль в торговле Макао играл только до прихода англичан, т.е. первые 200 лет. Тоже немало. Англичане, действовавшие с позиции силы своего военного флота, захватили большую часть торговли с Китаем. А португальцы уже к концу 18 века не смогли соперничать с ведущими морскими державами.



Ниже дом Стэнли Хо, самого богатого жителя Макао и кузена Брюса Ли. У Хо была монополия на гэмблинг в Макао 40 лет, с 1960 по 2000 год. В 2000 году, другой богатый человек, Эдмонд Хо (однофамилец) возглавив прокитайское уже правительство, добился отмены монополии, данной еще португальцами. В Макао пришли зарубежные инвесторы и построили гигантские отели. Стэнли Хо тоже не сдается.



Дом Стэнли Хо и других богачей на холме, туда же ездят китайские невесты на фотосессию, еще чуть выше, где располагается еще одно историческое здание.



Когда речь заходит о Макао, сразу говорят, что по обороту Макао превзошел Лас Вегас. А казино в Макао в разы больше, чем в даже на Стрипе. Были мы в этих казино, надо сказать, что они действительно больше, но в остальном являются точными копиями своих собратьев из Лас Вегаса.



Мне не нравится Лас Вегас, потому что он очень попсовый, очень много туристов в шортах и шлепанцах, ну вы знаете. Так вот, Макао еще хуже в этом отношении, хотя мне казалось, что хуже быть не может. Да, ведь в Лас Вегасе можно убежать со Стрипа и ходить на шоу, в отличные рестораны, есть ряд интересных развекалочек вроде поездки на Каньон, управления экскаватором или гонки на спорткарах. В общем, 4-5 дней можно протянуть. В Макао полный мрак.



Безвкусный гигантизм с кучей туристов, которые хавают эту пошлятину.



Так получилось, что мы заехали в казино Venetian Macao, решили там перекусить в ресторане. Я в Лас Вегасе Venetian знаю как свои 5 пальцев, участвовал 2 раза в CES, которые там как раз и проходят. Соответственно, по 5 дней проводил в основном в этом казино. Так вот, в Макао Venetian сделан под копирку. Под абсолютную копирку, вплоть до расположения ресторанов, скульптур, магазинов и каналов. Я даже потом сравнил свои фотографии с сайтом оригинального Venetian, узоры на стенах и полу абсолютно идентичны. Да, больше игорные залы, чуть больше, видимо, номеров. И большая парковка, куда прибывают туристические автобусы с китайцами, как на какое-то Черкизово когда-то. Десятки 50-ти местных автобусов.



Макао в одной фотографии - это витрина одного из магазинов в Venetian, ниже. Кстати, казино битком набито китайцами, ставки немаленькие, от $10, выше чем в Лас Вегасе. Это в общем зале на тысячи человек. И все активно играют.



Были мы и в ресторане. Если в Лас Вегасе можно найти очень приличные рестораны, в том же Venetian просто в шоппинг-центре они более ли менее приличные. В Макао ресторан был под стать всему остальному плохой, да еще и дорогущий, в 2 раза дороже Лас Вегаса.



Гвоздем программы нашего посещения Макао должно было стать представление, поставленное великим Франко Драгоне. Он же ставил мой любимый Le Reve в Лас Вегасе, там же менее мной любимый и более попсовый O. В эту китайскую постановку The house of dancing water было вложено $200 млн (по официальной информации, вполне возможно, что и правда).



Постановка была на уровне, но никому из нашей компании не понравилась. Я ожидал шедевра, но потом понял, что должен был ожидать ровно того, что и увидел. От Франко в Макао требовали представления, понятного азиатам, но по западным канонам. Чтобы китайцы видели в шоу американский продукт, как они любят, но при этом чтобы этот продукт был им полностью понятен. В итоге смысл ушел из шоу полностью, остался на самом примитивном уровне. Le Reve по драматургии на уровне русского театра, О ближе в бизнесу и классическому простому мюзиклу, а The house вообще полная адаптация для массмаркета. В США такие брошюрки продают, "Война и мир" за 20 страниц.



Мы иногда в шутку обсуждаем, что вот была бы задача $1 млн спустить за пару дней в таком месте, чтобы ух. В Макао даже этого не хочется, почему-то мне кажется, что даже с супер-чеком сервис и развлечения будут куда хуже, чем в соседнем Гонконге или другом крупном городе в Азии.



В итоге мы вернулись в Гонконг и взглянули на него другими глазами. По сравнению с Макао он просто чудо-город!



Хотя, конечно, уже очень хочется домой, в Москву. Даже чуть не побежали за автобусом с рекламой Аэрофлота. Кстати, сейчас многие летают в Европу через Москву из Китая. Да и в Россию поток китайских туристов чуть ли не удвоился в прошлом году. Россия стала для них очень дешевой.



Напоследок, мы заглянули на старое английское кладбище. Удивительно, но нам было его непросто найти. Китайцы в отеле пугались, когда мы спрашивали про него, отговаривали нас идти, говорили, что не принято и вообще запрещено.



Кладбище не выглядит заброшенным, но людей нет. Не Риколетто, конечно, но прикоснуться к истории все равно можно, довольно атмосферное. В Москве полно экскурсий на известные кладбища, по могилам знаменитостей. В других странах тоже. Но не в Китае.



Парк в самом сердце Гонконга. Хотя детей в этом городе очень мало, не принято тут детей иметь. Вокруг в офисах трудятся сотни тысяч белых воротничков, а в парке пусто... Опять же не Москва!



Мы покатались на двухэтажном трамвайчике. Мне понравилась система оплаты, 2,5 гонконгских доллара, что ли, как метро в Москве. На выходе надо просто бросить эти деньги в железный ящик у водителя. Сдачи водитель не дает, бросаешь больше, если что. Впрочем, вполне можно бросить и 5 рублей, водитель особо не смотрит. Для Гонконга это очень дешевый тариф, а трамвай - вроде как символ города, так что вряд ли у кого поднимется рука обманывать Символ. Мы бросили 10 долларов за двоих.



Зашли погулять по чайна-тауну Гонконга. Как везде в мире. А вот автомобиль с двумя автомобильными номерами, значит, он может ездить в Китай. Такие номера дают оформлять корпорациям, имеющим офис в Гонконге, а фабрику в Шенцзене, например.



Все, пора домой. Все соскучились по семьям, любимой работе и родному городу!



Самолет домой встречаем с необычайной радостью, со стюардессами чуть ли не обнимаемся. Как в Брате-2: "Мы домой летим, водочки нам принеси!"



О, принесли!



Спонсором данного выпуска мог бы стать Аэрофлот, но не стал, все от души.:) КОНЕЦ!


Comments Disabled:

Comments have been disabled for this post.

?

Log in

No account? Create an account