Александр Чачава

Previous Entry Share Next Entry
Сплит
chachava


Одно из лучших мест для морского отдыха в августе расположено недалеко от хорватского города Сплита. Местность называется Макарска ривьера, это километров 20 пляжей, прижатых к морю довольно высокими горами. Чистейшая вода, галечные пляжи, но самое примечательное - сосновый бор прямо на пляже. Везде тень и прохлада, даже когда солнце палит на все 35 градусов, отличный свежий воздух, плюс очень красиво.




Мы были на границе двух городочков Брела и Башка Вода, отель весьма среднего уровня, зато локейшен изумительный, между населенными пунктами и вне туристических толп даже в самый сезон. Мы в этом отеле уже не первый раз.



Вода в море была 25 градусов, отличное море для детей, умеющих плавать. Вкупе с отвратительным бассейном мы добились почти невозможного ранее, купались только в море! Из остальных развлечений в шаговой доступности был променад, мини-гольф, множество ресторанчиков, какие-то детские площадки, все очень скромно. Но если взглянуть более широко, на 9 дней интересных занятий можно было найти достаточно много.



По традиции на один день мы арендовали катер для того, чтобы доплыть до ближайшего острова Брач. Есть еще в доступности Хвар и Корчула, второй вообще обладает шикарной крепостью, как-никак родина Марко Поло. Но плыть далеко, более 2-ух часов, что утомительно по времени и дорого по топливу. Брач не такой скалистый и красивый, как Закинтос, но тем не менее есть довольно много уединенных бухт. Фруктовая корзина, белое вино, купание с борта в чистейшей воде - всей нашей семье такой отдых нравится.



Подходящий катер найти было немного сложно, обычно там предлагают простые моторные лодки, в лучшем случае с небольшим тентом-навесом. Нам же обязательно нужен был катер с полноценной каютой, после 3-х часов в воде и вкусного обеда всем надо развалиться в прохладной каюте по дороге домой, обычно мы возвращаемся в самую жару, в 16:00-17:00. Как всегда, заезжал на велосипеде в марины, что-то в инете нашел, через местных меня вывели на владельца нужного катера. Цена точно как в Греции, только за бензин надо платить отдельно. 300 евро за пару часов хода на крейсерской скорости.



В этом отношении парусные яхты гораздо более экономные, но и тихоходные. Если хочется успеть за световой день посетить несколько бухт на приличном расстоянии, то лучше моторный катер, хотя он и дороже.



Самое запоминающееся путешествие у меня было на велосипеде. Maps.me теперь рисует карты и для велопробегов. Я сначала думал, что на велосипеде можно поездить только по короткой и наполненной туристами дороге вдоль моря, либо по скоростной дороге в Сплит. Оказалось, вполне реально забраться на старую дорогу, а потом перевалить перевал и проехать по долине с горной рекой. Это оказалось самое красивое и самое трудное путешествие в моей жизни.



Всю ночь шел дождь, задувал сильный ветер, я даже выехал в дождь в 7 утра. Ужасно замерз, хотя все дни была жара. Надо сказать, что и море резко похолодало буквально на 2 дня, до 19 градусов. Это местная особенность, приходит течение холодное откуда-то. Так что хорошо, что я поехал, на пляже все равно делать нечего было. Чтобы добраться до перевала, мне пришлось от уровня моря, где был отель, забираться вверх и вверх. На велосипеде это непросто. На самом перевале, который представлял собой небольшое ущелье, дул ветер с такой силой, что мне пришлось спешиться и засунуть кепку в карман. И то еле заполз.



А вот уже долина, справа течет горная река, я думал теперь спокойно спущусь. Как бы не так, всю дорогу путь был то вверх, то вниз. В итоге по компьютеру оказалось, что я набрал высоту 1117 метров по вертикали за все 63 км моей поездки туда-обратно.



Дорога была отличная, абсолютно безлюдная и очень красивая. Все туристы остались на морском побережье. Но ехать то вверх, то вниз, было конечно тяжело. У меня возникали сомнения, а хватит ли у меня сил вернуться? Именно поэтому затяжные спуски меня тоже не радовали, я понимал, что мне еще назад.



Хорватия за перевалом выглядит совсем по-другому. Деревни-деревнями, куча старого транспорта, спокойная жизнь. Полная противоположность туристической вакханалии в нескольких десятках километров.



Зачем столько мучений и куда я ехал? Дело в том, что из окна машины, когда мы ехали из аэропорта, я увидел крепость на скале, очень красивую. Запомнил название населенного пункта, потом увидел, что до него можно добраться спокойными тропами, решил, что без проблем доберусь, но немного не рассчитал перепады высот. Но повернуть назад уже не мог себе позволить!



Маленькая горная речка за время моего пути немного разливается, я понимаю, что скоро будет море, а значит половина пути. Только что я преодолел еще один перевал, как бы вернувшись из-за гор обратно к морю.



Вдалеке виднеется городок Омиш, над которым как раз расположена крепость. Я заезжаю в городок, приковываю велосипед к лестнице и ползу вверх. Кстати, велосипед у меня хоть и обычный городской, но новый и на хорошей резине. Да, на шоссейнике я бы тот же самый путь проехал бы гораздо легче или хотя бы на горном на шоссейных колесах. Ну так и 120 км можно сделать, да в пристежках эффективность педалирование шоссейника в 2-2,5 раза выше, чем городского.



Форт, который, увидел, называется Starigrad, а до этого на этом же месте было укрепление Mirabella. Народ называет ее Небесная крепость, уж очень она на отвесной скале. Построена вот эта в 15 веке для защиты от турков, а до этого была поменьше в 13 веке, в ней укрывались пираты. Фотка ниже не моя.



Я был только прямо под крепостью, вот здесь.



Сам городок Омиш симпатичный, старые узкие улочки, все туристы тусят ближе к морю, а тут спокойно и красиво.



С крепости открывается замечательный вид и на ущелье, и на город, и на море.



Хотя какой город - деревня, пару тысяч человек.



А вот сама отвесная скала, на которой стоит крепость. Думаю, 50 человек могли защищать ее от большого войска, пока есть припасы.



Есть не хочется, так сильно уже я устал. В голову лезут шальные мысли о том, а не взять ли такси. Вот в Амстердаме есть специальный Uber bike, такси с креплением для велосипеда!



Многокилометровый подъем сразу после Омиша, первый перевал, за ним спуск и еще два крутых подъема. В подъем уже ноги педали не крутят...



Приходится пару раз останавливаться и любоваться красивыми видами.



Наконец, третий, самый высокий перевал преодолен. Я почему-то думал, что подъем будет гораздо сложнее, но к третьему уже как-то все более ли менее стало, второй перевал оказался сложнее всего, хотя он явно не самый высокий был. Видимо пик усталости прошел и включились какие-то внутренние ресурсы организма.



Вид красивый. Осталось еще 6 км, но либо вниз, либо по ровной дороге, а это кайф! Без подъемов готов ехать и ехать.



Думал, на следующий день не встану, а встал на самом деле рано и поехал вдоль моря. Ветер у моря совсем сильный был, даже сбивал с ног. Прикольно. Особенно когда дорога превратилась в тропинку вдоль скалы. Ехать было крайне интересно, а на дороге ни души практически.



Лавировать мимо камней в ураганный ветер - супер! только брызги иногда в лицо, потом очки протирать надо. Самое интересно, волн почти нет, только рябь.



На видео еще лучше видно.


Добрался до удаленного мыса, в общем конец ривьеры, 15 км от нашего отеля. Можно отдохнуть и посмотреть на бушующую природу. Ветер совсем не холодный. А вот температура воды разом упала на 6 градусов. Вернее, она сначала упала на 6 градусов и, собственно, явилась причиной такого ураганного ветра. Периодически сюда приходит какое-то очень холодное течение.



Какой классный бизнес по продаже замков! Натянутые тросы для замков, а в 30 метрах киоск по продаже замков Love Lock! Тросы где люди идут.



Дальше за ривьерой раскинулся парк на скале с отличными видами. Немного стремно сидеть на краю из-за сильного ветра. Хотя деревья же как-то держатся. Поваленных деревьев не видел на всем пути.



Вот он парк, тут уже вообще народу никого. Хотя в хорошую погоду в Макарске, которая в 3 км, как в Москве в метро в час пик.



Едем обратно, сосны, приятная дорога, вдали горы. Красивое все же место!



Обратный путь вдоль скалы крупным планом. Потом через пляж по гальке, колеса вязнут. Очень крутой подъем, но короткий. Даже по берегу набрал подъема на 775 метров, потому что постоянно то на скалу, то со скалы, они каскадом идут. Зато всего 30 км. Совсем не устал.



Самый опасный участок пути это вот этот, в тени сосен прямо у воды. Это потом уже я узнал, что здесь расположен знаменитый на всю Хорватию нудистский пляж. А когда из-за поворота я лицом к лицу, точнее не к лицу, а к гигантским грудям ниже пуза дамы хорошо за 60 ростом 185 и весом 150 столкнулся, то я тупо улетел в кювет... Хорошо не разбился! Так страшно мне давно не было... Побил рекорд скорости того километра, потом смотрел на бортовом компе. Вроде дальше и помоложе да помладше были нудистки на пляже, но я уже решил не искушать судьбу и дал деру на всех парах. Вдруг что?!



В один из следующих дней уже на арендованной машине поехали в Сплит и Трогир. Начали с красивой крепости, построенной в середине 9-го века и ставшей резиденцией князя Трпирима 1, основателя королевской династии Трпиримовичей. Ниже вид из крепости на Сплит.



Какие-то защитные постройки были датированы даже 7 веком на этой скале. А в 1242 году крепость штурмовали татаро-монголы, они подумали, что именно в ней скрывается король Венгрии Бела 4-ый. Монголы штурмовали крепость голыми руками без всякой осады и подготовки, согласно рукописям, их погибло великой множество, но на стены они все же забрались. Они также атаковали Трогир и Сплит, Белы не нашли, но все пожгли и пограбили.



В конце 16 века крепость Клиса была серьезной линией обороны против турков, гарнизон помогали формировать даже ассигнования Папы Римского. Это не помогло оттоманам захватить крепость и на 100 лет сделать ее центром управления регионом Далмацией. Только в конце 17 века в результате успешных действий крепость все же перешла обратно христианам, на этот раз венецианцам. Венецианцы довольно долго властвовали в этом регионе, все же береговая линия была важна для охраны морских путей.



Недалеко от Клиса расположен древнеиллирийский городок Солин, основанный в 6 веке до н.э. Потом его завоевали греки, потом римляне, здесь был Юлий Цезарь и назначил город столицей провинции. Сейчас тут развалины, мы к этом приложили косвенно руку...



В 612 году н.э. город был разграблен и разрушен славянами и аварцами, больше он не возродился.



После Солина едем в Трогир. Интересный форт стоит прямо на берегу. Старый город находится на острое, зажатый в проливе, отличная стратегическая локация. Вот только подъехать к нему очень тяжело, огромные пробки.



Этот центральный остров Трогира внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Сам Трогир был основан в 3 в до н.э. греками, потом стал римским, но при римлянах главным городом побережья был Сплит. Потом пришли славяне, в том числе хорватские племена в 7 веке, дальше Венеция и потом Трогир стал частью Австро-Венгрии до 1-ой мировой войны.



Старый город прекрасен, чувствуется влияние Венеции. Узенькие улочки, много зелени.



Сейчас в Трогире живет 10 000 человек, у города всего лишь один побратим - Хайдубёсёрмень из Венгрии.



Гулять по узеньким улочкам таких городков одно удовольствие, только если ты не ищещь что-то определенное - например поселяешься с чемоданами в гостиницу. Интересно, а жить в таком городе сейчас каково? Мне кажется, очень неудобно.



Посетили мы также Сплит, второй по величине город Хорватии, всего 200 тыс жителей. Сплит не такой древний, всего 1700 лет, по сути история города началась с того, что в этих местах родился император Диоклетиан, правивший великой тогда Римской империей с 284 по 305 годы н.э. Это великий император с точки зрения реформаторства, лет на 150 отложивший распад империи и вернувший ей былое величие, также известен как жестокий преследователь христиан.



Еще более Диоклетиан известен своей фразой: "Если бы вы знали, какую капусту я выращиваю, вы бы не просили меня вернуться на императорский трон." Насколько правдива эта фраза, неизвестно, но Диоклетиан действительно отрекся от престола в преклонном возрасте и уединился в своем дворце в Сплите. Город Сплит и вырос внутри и вокруг этого дворца.


Забавна деталь, что с самого начала Диоклетиан разделил гигантскую империю на 4 тетрархии и взял себе в управление только одну из них. И еще, почти сразу он начал строить дворец вблизи Салоны, на месте Сплита. Дворец получился размером в 3 гектара, в позднем средневековье на этой же территории жило 9 000 человек. Да, а сам дворец разгромили авары уже в 7 веке.



Дворец стоит на берегу бухты, теперь это порт, в который заходят и круизные корабли, и яхты. В Сплите в сезон слишком много туристов, лестница на колокольню очень узкая, имеет несколько коридоров, где двоим вообще не разойтись. Некоторые туда прутся с грудными детьми. В общем, вид красивый, но забираться и спускать очень долго и муторно.



На один день мы съездили также в Боснию, до города Мостара от Макарской ривьеры часа полтора, с учетом пересечения границы. Туда мы поехали через горы, а обратно по долине реки Неретва. Несколько раз встречались интересные виды, какие-то замки, но в целом кроме Мостара смотреть особо нечего.



Да, есть еще место паломничества христиан Меджугорье, маленькая деревенька, которую посещают теперь около 1 млн паломников. Все из-за явления богородицы в 1981 году, которое не признают никаких официальные церковные власти, ни католики, ни православные. Богородица явилась к 6 детям, и продолжает являться к ним каждый год, даже несмотря на то, что эти 6 детей давно выросли. В Интернете можно найти тексты этих посланий. Ватикану кажется, что это просто коммерческий проект. Мы туда не поехали, я посмотрел фотки этой деревни, больше похоже на какие-то сектантские постройки - трибуна и много стульев, белый крест, угловатая церковь арт-нуво...


А вот в Мостаре все по правильным туристическим канонам! Главная достопримечательность с древней историей, новой и новейшей традицией. Древняя история в том, что город появился в 15 веке как удобная точка переправы через реку Неретву, этакая крепость-мост, с башнями по обе стороны реки. Выше по течению река довольно быстрая и течет между скал, а ниже становится все шире и шире.



Именно такой высокий и красивый мост построили уже турки в середине 16 века, при Сулеймане Великолепном. В Мостаре рассказывают, что мост хотели построить самым красивым и необычным, уже тогда задумывались о славе. Но мне кажется, это все бред, просто архитектор перестраховался, раз в 20 лет весной вода в Неретве поднимается очень высоко, не один мост, видимо, уже был снесен потоком воды.



Мост действительно очень высокий и неудобный, но он сыграл определяющую роль и в средних веках для города, и тем более играет сейчас. Город объединился вокруг этого моста, мост привлекает туристов, мост это идеология и наше все 100 тысячного городка.



Мостар очень политизированный город, этому ярко поспособствовала новая история. Дело в том, что в 20 веке население города разделилось поровну между католиками хорватами на западном берегу и мусульманами боснийцами на восточном. Во время югославских войн Мостар стал одним из очагов войны.



Хорваты объявили западную Боснию во главе с Западным Мостаром хорватской, боснийцы были другого мнения, сербы третьего. Суть конфликта проявилась в циничном расстреле старого моста из танков хорватами. Мост, который простоял почти 500 лет, рухнул. Сейчас в Мостаре есть аж музей про хорватов-варваров, они считаются военными преступниками, а в Хорватии на улицах висят портреты этих людей с лозунгами "не преступник, а герой". Мост восстановили через 15 лет.



Сейчас в городе по прежнему есть развалины домов после обстрелов, по ощущениям до 5% таких в центре, т.е. пару десятков до сих пор. Город подчеркнуто восточный и мусульманский, в самом туристическом центре гордо развевается флаг турецкого "культурного представительства".



Сам город очень красивый, настоящий средневековый, но испоганен "туристической антиинфраструктурой", а именно кучей барахольных магазинов, ресторанов с гигантскими вывесками в полстены. Вокруг толпы туристов.


Много женщин в абайях и даже хиджабах.



Новейшая традиция, которой уже тоже не один год - это прыжки с этого моста, летом до воды 25 метров примерно. Летом 2-3 прыжка в день, в основном местные деньги зарабатывают, но эта традиция уже стала популярной во всей Боснии и сюда приезжают смельчаки. Прыгают солдатиком. Было несколько смертельных случаев.



Вот и все наши поездки, все остальное время мы купались в море!



КОНЕЦ!



Comments Disabled:

Comments have been disabled for this post.

?

Log in

No account? Create an account